Санкции против Беларуси — звено в создании логистической блокады вокруг России и Китая

Актуально 12 августа 21 564
Санкции против Беларуси — звено в создании логистической блокады вокруг России и Китая

Новые санкции США, Великобритании и Канады против белорусских предприятий и граждан почему-то даже не удивляют.

Как и невнятные доводы, которыми их обосновывают. Скорее было бы удивительно, если бы никакого давления со стороны так называемого коллективного Запада не произошло. Не парадоксально ли: англосаксонский мир капитальным образом озаботился демократией в Беларуси, но одновременно бросил афганскую «демократию» (которую много лет вроде бы строил) на произвол судьбы. Поэтому дело не в Беларуси, а в геополитической и экономической шахматной доске. Пандемия спровоцировала на ней масштабные движения. И партия Восток — Запад, как во времена холодной войны, началась. Ключевая цель — Россия и Китай, конкуренция со стороны которых очень сильно беспокоит западный мир. И реализуется глобальный план формирования вокруг этого экономического региона либо недружественных, либо проблемных государств, которые сужают экономические возможности наших восточных соседей по всем статьям, в том числе и логистическим, рассказывает СБ.

Геополитический раскол«Сейчас формируется линия раскола между Востоком и Западом», — констатирует эксперт Белорусского института стратегических исследования Алексей Авдонин. Эта граница существовала всегда, но в современных геополитических реалиях она становится более четкой. Происходит сегментирование стран и территорий. Превращение однополярного мира в многополярный и сепарацию национальных экономик эксперт видит ключевым трендом современной геополитики.

И в этом разрезе все средства хороши: подкуп, шантаж, принуждение… Демократией в этом процессе селекции не пахнет и близко. Вторая мировая война, ужаснувшая мир обилием жертв и разрушений, породила концепт защиты малых стран и их свобод от сильных государств. Но эти принципы международной политики уже, мягко говоря, не соблюдаются. На них просто не обращают внимания. На войне как на войне. Хотя и экономической, но все средства хороши.

Поэтому Беларуси предлагают какие-то коврижки финансовой помощи. И если раньше это предполагалось в виде неких проектов в форме «Восточного партнерства», то теперь ширмы сброшены и предложения делаются откровенно, как в торговой лавке. По крайней мере со стороны Европы. Она в вопросах противостояния Восток — Запад ведет себя более осторожно. Все-таки для ЕС Восток — не просто конкурент, а сосед. С которым и торговать как-то надо, и стараться выстраивать взаимоотношения по многочисленным вопросам, в том числе и в сфере безопасности.

В этом отношении США действуют более агрессивно, используя тактику политики островного государства. Расширение НАТО практиковали уже давно. Но серьезно заходить в Европейский регион для сдерживания России — дорого. А Китая в Азии — еще дороже. Не надо забывать: в Вашингтоне сидят люди, которые генетически на политику смотрят как на бизнес. Причем на бизнес, в котором деньги не пахнут. Отсюда и вся логика: зачем организовывать гонку вооружений (помните долгие истории с ПРО), тратить ресурсы (их в США не столь много, как во времена Рейгана), когда можно создавать островки нестабильности, отвлекая ими усилия ключевых конкурентов на мировой шахматной доске — России и Китая. Все-таки Усама бен Ладен многому научил и Белый дом, и Пентагон: терроризм является так себе оружием с морально-этической точки зрения, но может быть весьма действенным и эффективным, главное — относительно дешевым. Надо только умело его закамуфлировать под какую-нибудь красивую идею. Права человека несколько набили оскомину, но вполне подходят для обертки.

Постпандемийные обострения


Почему активизация противостояния Восток — Запад произошла именно в 2020—2021 годах? Китай-то показывает хорошие темпы роста уже не первое десятилетие. И Россия со всеми своими сложностями на месте не стоит. Пандемия, господа, пандемия. Спутала все карты и поменяла дорожки в мировом экономическом забеге. И Ангела Меркель, и Дональд Трамп пытались провести в своих странах реиндустриализацию и вернуть хотя бы часть высокотехнологичного производства из юго-восточного региона обратно в мир «золотого миллиарда». Пиар был громкий и шумный. Но оврагов оказалось больше: выяснилось, что развитый мир не обладает достаточным количеством инженеров, чтобы вернуть себе индустриальное величие. Выход на конкурентную кривую дал трещину. А тут еще и COVID-19 поставил жирный крест на многих проектах или отодвинул их в прекрасное далеко, которого можно было бы и дотерпеть, переждать в локдаунах, если бы КНР с Россией (и Беларусь не отстала) не вышли из эпидемиологического пике оперативно и с минимальными потерями, начали быстро восстанавливаться. И тут коллективный Запад уже откинул дипломатию и «мягкую силу», перейдя к политике сдерживания. В новом формате.

Санкции — это экономическая война. А война, как известно, является тоже инструментом политики. Не стоит на этот счет питать иллюзий. И формирование проблем на внешних границах конкурентов — один из ее элементов. Благо современные технологии открывают широкие возможности для скрытного и внешнего управления рядом процессов.

«В мире происходит глобализация не только товарных, финансовых потоков, но и нелегальных процессов, — отмечает Алексей Авдонин,— в том числе и нелегальных потоков, которые проходят по Беларуси как транзитной стране. Если раньше основной поток мигрантов шел через Турцию, то неожиданно его повернули на белорусское направление». Эксперт признает: доказать участие некой невидимой руки очень тяжело. Практически невозможно. Но подозрения имеют под собой почву. Во-первых, современные кибертехнологии позволяют управлять многими процессами в мире. Во-вторых, интерес к ним США доподлинно известен. И из подпольных источников (Сноуден), и из официальных данных. Не спровоцирован ли белорусско-литовский миграционный кризис извне? Чтобы обострить региональную ситуацию и получить повод для новых санкций в отношении Беларуси.

Ректор института «Кадры индустрии» Георгий Гриц убежден: «Любые санкции против Беларуси направлены против России, одного из ключевых ее внешнеторговых партнеров и партнеров в области кооперации». Очевидно, что разорвать экономические связи России и Беларуси почти невозможно. Это не удалось полностью осуществить даже во время тотального развала в «чудесные» 1990-е. А американские санкции-то с подковыркой: предполагают возможность включения тех или иных ограничений против любых контрагентов. Другими словами, подводится большая мина замедленного действия.

Борьба за широкие пути


Санкции против нашей страны — удар и по Китаю, у которого с Беларусью тоже есть ряд глубоких экономических отношений в различных сферах. Кроме того, намечается вполне планомерное отсекание щупалец глобального проекта Пекина «Один пояс, один путь». Немало средств и ресурсов и КНР, и Россией было вложено в Пакистан для формирования на его базе мощного энергетического и сырьевого хаба. И Афганистан представлял собой кратчайший путь для регионального развития коммуникаций. Но разворачивающаяся гражданская война в этой стране наравне с потенциальной (впрочем, отбросим дипломатические выражения — реальной) возможностью возрождения террористических организаций на проблемной территории ставит на первый план во всем регионе Средней Азии ключевой проблемой не развитие инфраструктуры, а безопасность. Удар по Беларуси, пожалуй, может иметь цель перекрытия еще одного направления Великого пути. Как и провоцирование обострения литовской внешней политики против Беларуси, чтобы прикрыть для конкурентов балтийскую инфраструктуру. Контроль торговых путей позволяет снимать сливки с мировой экономики. Это доказала еще Британская империя в позапрошлом веке, которая хорошо производила только корабли и ружья, но жила очень даже богато за счет колоний и монополии на торговые пути. Цивилизация идет вперед, но некоторые принципы остаются неизменными.

Конечно, санкционные выпады не приносят вдохновения. Но они и не убивают, а значит, делают нас сильнее. «Как сказал Президент, санкции являются не только вызовом, но и возможностями», — отметил Георгий Гриц. Он убежден, что позиция коллективного Запада станет триггером для более глубокого совместного развития экономик Евразийского региона и их более тесного взаимодействия. Тем более что потенциал позволяет этому региону быть самодостаточным во всех отношениях.

СБ