Найди меня, если сможешь. У подростков в сети новая опасная игра

Найди меня, если сможешь. У подростков в сети новая опасная игра

Если преступление совершил ребенок младше 14 лет, то его ставят на профилактический учет.

Несовершеннолетние любители онлайн‑игр могут оказаться под подозрением в совершении преступления. В подростковых кругах набирает обороты небезопасная забава — сваттинг. О том, что это такое и кто в группе риска, нам рассказал Кирилл Вяткин, заместитель начальника главного управления по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД, сообщает СБ.

Тотальное расхождение законов, действующих в реальном мире и виртуальном, порождает явления, которые человеку, далекому от сети, понять иногда сложно. Пример тому — зарождающееся увлечение подростков, за которое грозит уголовная ответственность, — сваттинг. Оно происходит от аббревиатуры SWAT — подразделения в американских правоохранительных органах, использующегося в операциях с высоким риском. Например, угрозы терроризма. При чем тут тинейджеры?

Кирилл Вяткин рассказывает, что молодежь, играющая в онлайн‑игры, часто объединяется в группировки. «Майнкрафт», «Каунтер‑страйк» и другие игры предполагают наличие онлайн‑площадок, где участники могут общаться. Это необходимо им для достижения поставленных игровых целей. Команда берет себе какое‑то имя, чтобы отличаться от других. Зачастую внутри сообщества обсуждаются тактика игры, новости. Но порой особо воинственные группировки начинают нападать на соперников, смешивая виртуальную месть с офлайном. Появилось такое явление, как «деанон». Кирилл Вяткин рассказывает, что малолетние мстители, зная только аккаунт игрока, которого нужно «убрать», начинают собственное расследование по его деанонимизации. 

4215bdeccbdc210dad11a08dec69e5ca.jpg

Находят его страницы в социальных сетях, а через них узнают реальное имя, адрес, номер телефона и другую информацию. Иногда взламывают его почту. А затем от имени этого ничего не подозревающего игрока отправляют сообщения в учебные заведения о том, что школа, гимназия заминированы. 

Подростки из Беларуси, как правило, поступают так по отношению к соперникам, которые проживают за пределами страны, а те, в свою очередь, наоборот. 

— Правоохранители первым делом направляются к человеку, чьим именем подписано сообщение, — Вяткин говорит, что именно такого эффекта добиваются малолетние злоумышленники. 

Явление стало настолько популярным, что появились даже определенные ­«профессионалы» по сокрытию своей личности в сети и эксперты с другой стороны — по деанонимизации. И первые, и вторые очень гордятся своими способностями. В случае победы в обязательном порядке совершают подобную подставу в отношении того, кого они смогли деанонимизировать. Подростки делают это ради личного хайпа, желая прославиться в сети. А для правоохранительных органов каждая проверка сообщений о минировании — серьезные финансовые затраты и отвлечение ресурсов, которые могли бы быть направлены туда, где они действительно необходимы. 

Участники подобных развлечений прекрасно знают, какая ответственность грозит за такие действия. Поэтому предпринимают все возможные, на их взгляд, меры, чтобы не быть раскрытыми. Тем не менее только в нашей стране сотрудники главного управления по противодействию киберпреступности во взаимодействии с иностранными коллегами задержали уже не одного устроителя ложного минирования от чужого имени. Кирилл Вяткин рассказывает, что такие шутники нашлись практически в каждой области. Сейчас в отношении их ведется расследование по уголовной статье «Заведомо ложное сообщение об опасности». Ответственность за подобные деяния наступает с 14 лет. Если преступление совершил ребенок младше этого возраста, то его ставят на профилактический учет, а родителям предстоит возместить финансовые издержки силовых ведомств, проверявших сообщение об опасности. 

— Следите за своими детьми. Вникайте, с кем они общаются, какие сообщества в интернете посещают. Даже если это просто виртуальные игры, они могут обернуться реальными проблемами, — призывает Вяткин.

СБ