Что может измениться в функциях и полномочиях Национального собрания
Подняли в комиссии и вопрос о будущем статусе Всебелорусского народного собрания.
На очередном заседании Конституционной комиссии по подготовке изменений в Основной Закон в центре внимания была глава 4 раздела IV Конституции. Речь в ней идет о статусе Национального собрания, его функциях и полномочиях. Пока преждевременно говорить о том, что именно изменится в этой части, но определенно можно сказать, что по обновленной Конституции роль и ответственность законодательного органа заметно возрастут, сообщает СБ.Присяга на верность
Это стало ясно уже с первых слов выступления Председателя Конституционного Суда, Председателя Конституционной комиссии Петра Миклашевича, который заявил, что в современных условиях повышается сложность и интенсивность законотворческой деятельности. Принимаемые законы должны адекватно отражать складывающиеся общественные отношения.
И кто, как не парламентарии, должны в первую очередь знать интересы, запросы граждан и оперативно откликаться на них. Отсюда одно из самых принципиальных предложений комиссии — ограничить законодательную функцию Президента в пользу Парламента. Петр Миклашевич уточнил:
— В условиях сформированной правовой системы и для более полной реализации Парламентом законодательной функции предлагается исключить из Конституции положения, предусматривающие делегирование Палатой представителей и Советом Республики Президенту законодательных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона, а также издание Президентом по своей инициативе либо по предложению Правительства в силу особой необходимости временных декретов, имеющих силу закона.
По мнению заместителя председателя Палаты представителей Валерия Мицкевича, практика издания Главой государства временных декретов в период становления молодого суверенного государства доказала свою эффективность и способствовала оперативному решению неотложных задач в сфере безопасности, экономики и соцзащиты:
— Однако в будущем принимаемые Парламентом законы должны быть основой правовой системы государства. Превосходить их по юридической силе должны лишь Конституция и решения республиканских референдумов.
На заседании комиссии Петр Миклашевич озвучил еще одно любопытное предложение: исходя из общепризнанной мировой практики дополнить Конституцию положением о принесении депутатами Палаты представителей, членами Совета Республики присяги на верность народу с изложением текста присяги.
Статус имеет значение
Предлагается также закрепить в Основном Законе запрет на совмещение должностей депутата Парламента и члена Правительства, поскольку такое положение нарушает принцип разделения властей. Кроме того, внесено предложение исключить право Палаты представителей давать толкование Конституции, закрепив эту функцию за Конституционным Судом.
А вот идея некоторых граждан закрепить в Конституции смешанную или пропорциональную избирательную систему не нашла поддержки у членов комиссии.
— Регулирование данного вопроса в Конституции нецелесообразно. Исключив из нее институт отзыва депутатов, мы сможем в дальнейшем определять избирательную систему в рамках Избирательного кодекса без корректировки текста Конституции, — объяснил Валерий Мицкевич.
Не будут изменять и возрастной ценз для кандидатов в депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики. Ряд граждан предлагали установить возрастной ценз в 27, 30 или 35 лет. Сегодня это 21 год. Отдельные предложения касались снижения этой планки до 18 лет и установления предельного возраста для парламентариев в 65—70 лет. Однако члены комиссии полагают, что установление предельного возраста в данном случае будет дискриминационной мерой. А снижение минимального возраста для кандидатов до 18 лет нецелесообразно ввиду, как правило, недостаточной политической зрелости и несформировавшейся, неустойчивой гражданской позиции в этом возрасте.
Подняли в комиссии и вопрос о будущем статусе Всебелорусского народного собрания. Этот орган народовластия предлагается сделать постоянно действующим, с избранием делегатов на пять лет. Следует обсудить и компетенцию Собрания, сказал Валерий Мицкевич:
— Помимо подведения итогов социально-экономического развития, обсуждения программы на очередные пять лет, возможно отнести к полномочиям ВНС определение основных направлений внутренней и внешней политики страны, принятие решений по концептуальным вопросам развития государства и общества.
https://www.sb.by/