Болит душа за родные места. Вторую родину обрели на Вороновщине сестры из Гомельской области

Общество 26 апреля 21 1210
Болит душа за родные места. Вторую родину обрели на Вороновщине сестры из Гомельской области

Уже много лет Чернобыль отзывается острой болью в сердцах тех людей, которые из-за аварии на ЧАЭС были вынуждены оставить родной кров и с нуля обживаться в незнакомых местах. Душа их по-прежнему принадлежит малой родине. Изредка бывая в родных местах и чаще видя в СМИ, как развиваются и благоустраиваются ранее отселенные места, как хорошеют их Хойники, не раз вытирают с глаз непрошенную слезу сестры Галина Назаренко, Жанна Шикина и Дина Вергейчик. Их большая семья из 13 человек в марте 1991 года переехала из загрязненной радиоактивной местности в агрогорордок Переганцы.

1C9A6048.JPG

Жанна Шикина, Сергей и Галина Назаренко.

— Очень хорошо помню события конца 1980-х - начала 1990-х годов. Совхоз «Переганцы» (сейчас УП «ГМК-Агро») принял большое количество переселенцев, — рассказал бывший председатель Переганцевского сельисполкома Генрих Станиславович Русинович. — В деревне специально для них был построен 8-квартирный дом, сдан, так сказать, под ключ. Все, кто приехал к нам, были обеспечены работой.

По словам Галины и Жанны, сельчане приняли их хорошо. В первоочередном порядке выделялись необходимые предметы быта, ведь сюда они приехали только с самыми необходимыми вещами. Быстро нашли общий язык с местными жителями, а агрогородок полюбили как свою землю. Однако память прошлого то и дело возвращает их в родные места. В деревне Новоселки, где родился Сергей Назаренко, муж Галины, еще есть жилые дома, туда можно приехать, поклониться родному порогу. И в гости есть к кому заглянуть — в Хойниках живут брат и сестры с семьями. А у сестер остались только воспоминания об их красивом и ухоженном Рудном в 640 дворов — с цветущими палисадниками, счастливыми и улыбчивыми односельчанами, которых события 26 апреля 1986 года разбросали по всему свету…

Как это было

Вместе с супругами Назаренко и Жанной Шикиной рассматриваем старые фотографии, где запечатлены счастливые минуты жизни на малой родине.

26 апреля ничто не предвещало беды. Дети пошли в школу и детский сад, после работы взрослые трудились на огородах — весна в тот год была ранней и теплой. Только через три дня узнали, что на ЧАЭС произошла авария.

— Мы тогда не думали, что случилось что-то серьезное, — говорит Жанна Васильевна. — Даже когда я с детьми в первый раз уезжала в безопасное место, была уверена: через несколько недель все образуется. Но после возвращения в Рудное услышала суровый приговор: должны пройти годы, чтобы земля «сбросила» с себя оковы радиации.

Как вспоминает Сергей Назаренко, самое страшное началось 1 мая. По железной дороге пришла военная техника — начали вывозить животных. Вся деревня была переполнена автобусами, на них эвакуировали население, некоторых вывозили против их желания. В далекий Геленджик эвакуировали Хойникское СПТУ-159 строителей, где работал Сергей Сергеевич. На его месте расположился военный госпиталь. Вскоре в Хойниках жизнь затихла — редко на улице можно было встретить женщину с ребенком…

— На наших глазах на футбольную площадку приземлился вертолет, а его «пассажиры» — погибшие в очаге ЧАЭС солдаты, — немного помолчав, мужчина продолжил беседу. — Мне довелось работать в 10-15 километрах от атомки. Туда направляли на пожарной машине мыть технику. Тогда не задумывался, почему не выдали средства защиты, понимание этого пришло с годами…

1C9A6035.jpg

Семейное фото, 1980-е.

Супруги Назаренко приняли совместное решение покинуть загрязненную зону. Сначала обосновались недалеко от Хойников — в Ветковском районе. Поселок для «чернобыльцев» радовал глаз, здесь было комфортно и уютно. Как вдруг, словно гром с ясного неба, пришло известие: здесь не безопасно — радиация! Пришлось оставить и этот дом.

Судьба закинула их на далекую Вороновщину. Благодаря агитаторам из совхоза «Переганцы» они получили постоянное местожительство на нашей гостеприимной земле.

— Очень жалко было оставлять свои дома… Лишь с годами тоска ослабела. За тридцать лет жизни в Переганцах агрогородок стал нашей второй малой родиной, здесь нашли покой наши родители, здесь пустили корни наши дети, родились внуки. Но не вытеснить из сердца родную хойникскую землю, не разорвать с ней духовную связь, — в этом были единогласны собеседницы.

Марина КОНДРАТОВИЧ.

Фото Сергея ГРИЧИКА.