Возрастной ценз для избирателей, единый день выборов и условия выдвижения кандидатов от партий и трудовых коллективов. Эксклюзивно для «ГП» член Конституционной комиссии Валентин Семеняко рассказал о рассмотренных на очередном заседании предложениях

Общество 16 апреля 21 916
Возрастной ценз для избирателей, единый день выборов и условия выдвижения кандидатов от партий и трудовых коллективов. Эксклюзивно для «ГП» член Конституционной комиссии Валентин Семеняко рассказал о рассмотренных на очередном заседании предложениях
Возрастной ценз для избирателей, единый день выборов, финансирование электоральной кампании из-за рубежа, условия выдвижения кандидатов, институт омбудсмена в Беларуси – свыше 300 предложений обсудили члены Конституционной комиссии на втором заседании 14 апреля. О главных темах заседания «Гродзенскай праўдзе» рассказал член Конституционной комиссии, председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентин Семеняко.

– Формат работы Конституционной комиссии подразумевает не только анализ предложений, поступивших от граждан. У каждого из приглашенных в ее состав экспертов есть возможность выразить собственное мнение относительно содержания того раздела Конституции, который вынесен на рассмотрение. И этот симбиоз позволяет работать максимально эффективно. Мы действительно подробно анализируем предложения, которые поступили от граждан, и впоследствии их серьезно обсуждаем.

В ходе нынешнего заседания одним из приоритетных стал блок вопросов о предоставлении избирательного права. В частности, в отношении изменения возрастного ценза. Эта информация уже звучала в СМИ и получила большой резонанс. В основном из-за предложения повысить возраст, с которого гражданин сможет принимать участие в голосовании. Да, были инициативы подобного толка, вплоть до того, чтобы поднять этот возраст до 30 лет. Но большинством членов комиссии они не поддержаны: если человек имеет право в 18 лет создавать семью, если мы ему доверяем оружие и он становится защитником Родины, то почему нельзя доверить ему участие в электоральной кампании? Однозначная позиция членов комиссии в этом вопросе в том, чтобы сохранить действующую норму как стимул к ответственному выбору.

Вместе с тем было поддержано предложение наделить правом голоса граждан, которые заключены под стражу и вина которых еще не доказана судом.

Одним из общепризнанных стал тезис об установлении в Беларуси Единого дня голосования. Предполагается, что будет определен день, в который будут проводиться выборы во все Советы: как в местные, так и в Парламент. В случае утверждения это, конечно, повлечет за собой корректировку действующих сроков полномочий депутатов. Однако удастся минимизировать затраты, поскольку существующая сейчас процедура почти ежегодных выборов достаточно расходная для бюджета. Отвлекаются и человеческие ресурсы. Между тем опыт той же Российской Федерации, где есть единый день для голосования, достаточно позитивный. Так что на данном этапе это предложение поддержано большинством членов комиссии.

Много предложений граждан поступило по расширению участия политических партий в избирательной кампании. И здесь, конечно, будут предприняты определенные меры, будут внесены корректировки в Основной закон, позволяющие политическим партиям выдвигать своих кандидатов и поддерживать их в ходе электоральной кампании. Нужно отметить, что и действующая Конституция не запрещает выдвижение от партии кандидатов в депутаты. В главном документе государства сказано, что кандидаты могут выдвигаться от общественных объединений, а политическая партия является общественным объединением в том числе. Другое дело, насколько в настоящее время общество созрело для того, чтобы вводить смешанную избирательную систему, когда одна часть кандидатов в Парламент избирается по пропорциональной системе (по спискам), а другая – по мажоритарной (индивидуально по территориальному округу). Пока мы не планируем вносить в Конституцию изменение самой избирательной системы, но предпримем меры, которые не будут запрещать введение этой системы впоследствии, когда уровень развития гражданского общества и партийного строительства созреет для участия в выборах по спискам.
Параллельно рассматривался вопрос выдвижения кандидатов в депутаты от трудовых коллективов, закрепленный статьей 69 Конституции. Были предложения изъять эту норму. Аргументы такие: не нужно политизировать трудовые коллективы. Кроме прочего, в трудовом коллективе не всегда собираются люди одного и того же округа, по которому выдвигается кандидат в депутаты Парламент или местных Советов. Но однозначное мнение на сей счет на данный момент  не выработано.

Среди других предложений – нормы о том, чтобы финансирование избирательной кампании из-за рубежа было запрещено, чтобы статус ЦИК и участковых комиссий был закреплен конституционно, чтобы к голосованию, особенно в местные Советы, могли быть допущены лица, не имеющие гражданства, но с видом на жительство. Все это будет аккумулировано, и на следующем заседании, после работы редакционной группы над соответствующими формулировками, проанализировано в предлагаемой редакции.

На втором заседании мы обсудили также раздел «Личность. Общество. Государство» с теми формулировками, которые уже были наработаны. Поддержаны членами комиссии предложения о введении в Беларуси института Уполномоченного по правам человека, а также права граждан обратиться в Конституционный суд лично по вопросам, которые касаются их персонально. Речь в первую очередь о признании законодательства, примененного к ним судебными органами в конкретной ситуации, соответствующим конституционным требованиям. Это две значительные новеллы, которые будет предлагать Конституционная комиссия в этот раздел.

Итогом нашей работы должен стать проект Конституции, гарантирующей гражданам соблюдение их прав и свобод, обществу – сохранение благосостояния, а государству – суверенитета в условиях современных вызовов.

https://grodnonews.by/