Операция «Острая Брама». О каких преступлениях Армии Крайовой на белорусских землях свидетельствуют архивные документы? Часть II

Общество 05 апреля 21 1232
Операция «Острая Брама». О каких преступлениях Армии Крайовой на белорусских землях свидетельствуют архивные документы? Часть II
Для того чтобы не ошибиться в оценках событий сегодняшних дней, нужно хорошо знать историю. Только так можно четко понимать исторические корни многих звучащих сегодня заявлений, попыток неприкрытого вмешательства, особенно со стороны стран-соседок, во внутренние дела белорусского государства.

Недавняя возмутительная история, произошедшая в польской школе в Бресте с участием консула Польши, – один из таких примеров. Детям внушали, что преступник Ромуальд Райс и его группа, расстрелявшая этнических белорусов в приграничных деревнях, – герои и «борцы с коммунизмом».

Таких попыток переписать историю в собственных интересах, соседи сегодня, к сожалению, предпринимают немало. Чтобы четко видеть подоплеку этих шагов и их корыстные мотивы, нужно чаще заглядывать в прошлое, где находятся многие ответы.

В этом поможет цикл исторических публикаций в газете «Гродзенская праўда». Первые из них – об истинных мотивах польской Армии Крайовой – можно прочитать здесьздесь и здесь. Первую часть публикации об операции «Острая брама» можно найти здесь.

Бандформирования Котвича стали готовиться к зиме и ждать указаний из Англии. Однако чем стремительнее наступали войска Красной Армии, тем более сдержанными и прохладными становились отношения англичан к политическим стремлениям польского правительства в Лондоне, в том числе относительно будущей советско-польской границы.

Об этом аковцы, засевшие на «кресах всходних», конечно же, не знали и даже не догадывались. Главным в тот момент для руководства Армии Крайовой было вытерпеть невзгоды, дождаться лучшего момента и по сигналу из Лондона или Варшавы нанести удар по советским войскам, вырвав «кресы» из-под власти Москвы. В открытые бои с регулярными частями Красной Армии аковцы не вступали, действовали исподтишка: уничтожали советский актив, чекистов, милиционеров, осуществляли диверсии на дорогах, в том числе на железной дороге, вели антисоветскую пропаганду. Непрерывно работала подпольная типография – издавала листовки, прокламации, газеты. В эфир регулярно выходили радиостанции Виленской и Новогрудской округ «Ванда-19» и «Ванда-20».

Архивы свидетельствуют: «…5 апреля бандой Панура был зверски убит житель деревни Рожанка Щучинского района Богдан Адольф Станиславович, труп которого был брошен в реку; в районе м.Василишки бандой расстреляны 4 местных жителя; 20 апреля 1944 года за связь с партизанами был зверски убит в районе хутора Трайнополь Щучинского района Панкевич Семен Викентьевич, труп которого был зарыт в лесу; 15 мая 1944 года банда участвовала в бою против советских партизан в районе деревни Ищелка Щучинского района. В сентябре 1944 года были расстреляны Софья Смолич и уполномоченный по заготовкам сельхозпродуктов В.Егоров».

Лондон молчал. Котвич дождался только одной инструкции от коменданта АК в Варшаве Тадеуша Комаровского (Бур): «…в связи с общей ситуацией приказываю перейти к подпольной борьбе, саботировать призыв в Армию Берлинга и советскую. Все ваши решения, которые имеют принципиальное значение, требуют моего утверждения. О прибытии союзнической комиссии даже не думайте».

Текст депеши не оставлял сомнений, что отряды Армии Крайовой ни в коем случае не должны покидать место дислокации и складывать  оружие. Советское командование понимало, что о бескровном разоружении АК и мирном разрешении конфликта не может быть и речи. Нельзя было мириться и с тем террором, который аковцы устроили на освобожденной белорусской земле.

Из уголовного дела №3710/822, где речь идет про деятельность одного из отрядов, отряда Крыси: «В ночь с 19 на 20 октября 1944 года несколько вооруженных групп бандитов, численностью в 150 человек, напали на местечко Эйшышки…Бандиты ворвались в здание военкома гмины, уничтожили все служебные документы и подожгли здание. Местные жители потушили пожар собственными силами.

Во время нападения бандиты ворвались в квартиру гражданина Сонензона, расстреляли его жену и ребенка…

…по дороге из местечка схватили красноармейца, раздели его и расстреляли, труп убитого забрали с собой. Обворовали кожевенный завод, украли 40 хромовых шкур. После отхода из Эйшышков обворовали магазин совхоза «Гарнастаишки», забрали около тонны зерна.

В ночь с 6 на 7 декабря 1944 года осуществили вооруженное нападение на тюрьму в Эйшышках. Закидали ручными гранатами и освободили 31 арестованного бандита».

Крыся – Ян Борисевич был убит 21 января 1945 года.  Командование уцелевшими бандформированиями Крыси взял на себя поручик с псевдонимом Мазепа.

В результате террористической деятельности Армии Крайовой на территории Западной Беларуси только в период с 28 июля по 31 декабря 1944 года было убито 277 и ранено 94 солдата и офицера Красной Армии. С 1 января по 30 мая 1945 года убито 317 человек, ранено 125 солдат и офицеров Красной Армии.

Причиной затяжного и кровопролитного конфликта явилась попытка польского эмигрантского правительства в Лондоне, бежавшего из Варшавы еще до начала войны, реставрировать буржуазно-помещицкое государство в границах 1939 года.

Свидетельствуют архивные документы: «…в мае в д. Огородники бандитами была схвачена группа лиц, подозреваемых в связи с советскими партизанами, в количестве 12-15 человек, которая была доставлена в д. Тоболу к месту дислокации штаба Рагнер и там расстреляна». «…в декабре 1944 года бандой было совершено нападение на Некрашинский сельсовет. За исполнение обязанностей председателя сельсовета в своем доме в д. Ткачи был убит А.Кузьма, а 2-3 неделями позднее и его жена Бронислава, труп которой был сброшен в р.Жижма». «… в марте 1945 года за лояльное отношение к советской власти была убита жительница д. Кузьмы С.Кузьма. С целью завладения пистолетом избита и изнасилована жена советского партизана М.Кузьма-Халуева».

 «…в октябре-ноябре 1944 года бандиты банды Тур в деревне Буняны захватили секретаря Креванцевского сельсовета и увезли в Тушканские леса, где начали зверски допрашивать, но она на задаваемые ими вопросы ответов не давала, тогда бандиты отвели ее в сторону и один сдавил ей глотку, чтобы не могла кричать, а второй перочинным ножом начал резать ей груди. Над задержанной издевались около получаса. Резали поочередно. Когда отрезали груди, порезали грудную клетку, лицо, отрезали уши, двумя выстрелами в голову и груди, бандиты застрелили девушку. Сняв с убитой дамские сапоги, полушубок, забрав кожаный портфель с документами, труп выбросили в лесу в снег».

Владимир Метлицкий

https://grodnonews.by/