Начальник УВД Гродненского облисполкома Вадим Синявский: "Необходим конструктивный диалог. Но точно не на улице"

Принёманский регион 06 ноября 20 1072
Начальник УВД Гродненского облисполкома Вадим Синявский: "Необходим конструктивный диалог. Но точно не на улице"
Начальник УВД Гродненского облисполкома Вадим Синявский: "Необходим конструктивный диалог. Но точно не на улице"
О том, как на ситуацию в Гродненской области повлияла протестная активность, «НС» рассказал начальник УВД генерал-майор милиции Вадим СИНЯВСКИ.

 

…Когда протестующие сожгли автомобиль и строящийся дом милиционера в Волковыске, помощь ему предложили все сотрудники УВД Гродненщины. За пять дней силами личного состава материальный ущерб был покрыт с запасом. Так всегда было и будет в белорусской милиции. Так поступят и в любом другом нормальном коллективе. Теперь найти преступников - дело чести.

 

УВД облисполкома: выходные дни на Гродненщине прошли без массовых несанкционированных акций

- Вадим Иванович, по вашему мнению, что дало старт уличной активности?

- Не открою секрет: это в основном результат деятельности деструктивных телеграм-каналов, которым не была вовремя дана реальная оценка. В ходе предвыборной кампании они активно раскачивали пользователей подстрекательским контентом. Люди читали, впечатлялись и, к сожалению, верили.

Это отработанная технология по развалу государства. По информации медиа, порядка 200 сотрудников спецслужб Польши занимаются информационной дестабилизацией ситуации в Беларуси.

В Гродно, несмотря на иногда имевшую место массовость, сценарий оказался относительно легким. Нам удалось среагировать должным образом и справиться собственными силами. И в облцентре, и в Лиде, и в Волковыске, и в других городах, где зарождался протестный потенциал.

Но подавляющее большинство граждан уже увидели, к чему приводят акции: выбегания на проезжую часть, блокировка движения транспорта, «коктейли Молотова», рогатки… Подобные формы выражения требований не поддерживаются, хотя протестный потенциал все равно еще остается.

- Какие есть возможности для разрешения ситуации?
- Стали организовываться диалоговые площадки на всех уровнях. Например, глава Гродненской области раз в неделю проводит общение в режиме онлайн, отвечает на злободневные вопросы. У нас, например, по средам.

 

Многие специалисты отправились в организации, чтобы общаться с коллективами. В том числе и на тему того, что улица не может раздавать команды - необходим конструктивный диалог в спокойной обстановке. Кстати, за последний месяц количество читателей местных деструктивных чатов сократилось: отписались от двух до шести тысяч человек. Значит, людям такая активность уже надоела.
Это подтверждает и множество благодарностей, адресованных представителям органов внутренних дел. Их число давно превысило 500. Граждане не только звонят и пишут, но также лично приходят к нам со словами признательности.

 

- Удается ли милиции действовать на опережение?

- Мы хорошо изучили обстановку и используем необходимые формы и методы работы. Сотрудникам известны точки сбора и тактика протестующих. Тем, кто ведет себя адекватно, не стремится к агрессии, мы разъясняем законодательство, свою позицию. Терпеливо показываем людям, что их просто используют проплаченные агитаторы. Вот в прошедшее воскресенье в Гродно на вялотекущий марш вышли около 150 человек. И основная часть разошлась после нашего общения, причем абсолютно спокойного.

Уверен: большинство протестующих действуют не по своей инициативе. Гибридные технологии отравили мысли людей, те поддались искусному информационно-психологическому воздействию.
А вот что касается тех, кто сознательно преступил закон, то речь однозначно идет о привлечении к административной ответственности.

 

Уже установлены личности администраторов пропагандистских чатов, в том числе и зарубежных. А как можно относиться к призывам поджигать имущество сотрудников милиции? Вспомнить хотя бы ту же волковысскую историю… Еще один резонансный случай: в чатах «Ошмяны» и «Островец для жизни» 55-летний безработный мужчина призывал штурмовать здание КГБ, поджечь прокуратуру и транспорт милиционеров. Сейчас он задержан, возбуждено уголовное дело, проводятся следственные мероприятия. На днях установили еще одного поджигателя…

 

В Волковыске избили милиционера в гражданской одежде

- Как организовывается работа? Появится ли что-то новое в милицейской деятельности?
- Акценты?- на выявление, установление и документирование фактов противоправной деятельности лиц, занимающихся призывами к радикальным действиям, нарушающим правопорядок.

 

С другой стороны - упреждение, информационная работа. Из нового - фактически ежедневное напоминание гражданам о недопустимости противоправного поведения. Не просто рассказываем теорию, а приводим примеры. Нам очень важно быстро и активно разоблачать фейки, не поддаваться на провокации и аккуратно общаться с людьми.

 

- В Интернете появляются новости о волнениях на предприятиях. Вы в числе первых приняли решение выйти к коллективу ОАО «Завод Химволокно» в самый разгар протестов. Удалось найти взаимопонимание?

 

vstrechi.png

 

- Тогда на предприятии собрались порядка 500 человек. Обстановка была накалена, работники возмущались, выдвигали требования, шумели…
Лично принес извинения людям, которые могли необоснованно пострадать. В то же время четко обозначил: тот, кто принимал активное участие в массовых беспорядках, даже если получил повреждения, будет привлечен к ответственности.

Один из заводчан рассказал, что у него травмирован несовершеннолетний ребенок. По этому поводу сейчас проводится проверка, как и по всем подобным заявлениям. Если что-то подтвердится, то решения будут приняты в рамках правового поля. О чем дадут ответ конкретному заявителю, а не общей массе возмущающихся.

Кстати, вскоре после этого мероприятия позвонил один из руководителей структурного подразделения завода и искренне поблагодарил за общение. Признался, что я помог ему увидеть реальное положение дел вне навязчивой протестной агитации, поэтому он с коллегами отказался от акций и забастовок.

С людьми надо встречаться и разговаривать, но в нормальных условиях. Не на площади и не на улице, не с бушующей толпой, а с трудовыми коллективами и студентами. Надо, чтобы этим активнее занимались представители органов государственной власти и управления, руководители предприятий, преподаватели, а не сотрудники милиции.

- Протестные акции оказали влияние на криминогенную обстановку в регионе?
- В сравнении с прошлым годом общее количество преступлений увеличилось. По линии уголовного розыска рост составил чуть более двух процентов. При этом число убийств, изнасилований и фактов причинения тяжких телесных повреждений снизилось. Стало больше хулиганств, мошенничеств и угонов. Да, сегодня больше внимания уделяем охране общественного порядка, но в целом оперативная обстановка остается подконтрольной.

 

- Сколько сотрудников уволились «по политическим мотивам»?

- В начале года некомплект в милиции области составлял 11,1 процента. Сегодня это 9,3 процента. Можно, в общем, и закончить -цифры красноречивы.

Но если говорить конкретнее, то у нас были 19 человек, которые из-за своих взглядов не согласились выполнять поставленные задачи и решили уволиться. Я объявил личному составу: если кто-то по каким-то причинам не хочет продолжать службу - подавайте рапорт, а завтра будет приказ об увольнении по соглашению сторон. Но напомнил: если человек получил выплату при заключении контракта, то обязан вернуть деньги.

И вот какой увидел итог: коллектив очень сплотился, сотрудники стали еще более уверены друг в друге.
- Как лично относитесь к происходящему, учитывая опыт, должность и ответственность? Наверное, эмоции переполняют?

 

- Горжусь принадлежностью к органам внутренних дел, горжусь Президентом страны, руководством МВД и вверенным коллективом. Горжусь тем, что мы выполнили свой служебный долг в условиях достаточно сложной оперативной обстановки. Выстояли и не позволили разрушить страну.
Сейчас наступает уже другой этап - работа над ошибками. Причем для всех - от представителей власти до простых граждан. Необходимо здраво осмыслить произошедшее, оценить ситуацию без оглядки на фейки. И милиция должна сделать то же самое.

 

Сам проходил службу еще во время распада Советского Союза. Был в командировках в горячих точках в Ереване, Баку, Фергане, Сухуми. Видел, что там происходило, когда люди убивали друг друга на религиозной почве, из-за политики. Неужели мы хотим, чтобы такое произошло в Беларуси? Ответ однозначен. Поэтому надо набраться терпения, сделать выводы и продолжать работать.

 

Дмитрий СИНЕНКО, "На Страже"