Ключ в историю
Родники — это природное, историческое и культурное достояние любого региона. Продолжая экскурс по источникам на территории Вороновщины, знакомим читателей еще с одним живительным местом.
В агрогородке Трокели о действующем местном роднике знают в основном люди старшего поколения. Информация достаточно скудная. Проводником в поиске снова стало учреждение образования. Группа эковолонтеров из Трокельского УПК под руководством учителя истории Ольги Генриховны Разук несколько лет назад занялась расчисткой безымянного источника, попутно знакомясь с историей его появления.
Гедиминов родник
Криницы — важная часть историко-культурного наследия народа. Люди видят в них сакральный смысл, с ними связаны предания, истории. Легенду о трокельском роднике школьники записали когда-то со слов сторожила деревни Станислава Казимировича Пашника. Он рассказал, что во времена Великого Княжества Литовского через населенный пункт шла дорога из Вильно к Лидскому замку. По этому-то пути однажды и ехал великий князь литовский Гедимин, построивший замок. Решив с дружиной отдохнуть, выбрали возвышенное место в тени деревьев. Вскоре стали собираться и обнаружили, что потерялось приспособление для крепления клади на лошадей. В поисках его и было обнаружено место родника. Обрадовался князь находке — это добрый знак. Вода из источника понравилась Гедимину и на вкус. Позже местные жители установили деревянный желоб. За родником строго следили, чтобы никто не баловал возле него. И всем путникам с гордостью рассказывали, что из него пил воду сам князь.
А кто хозяин?
Находится родник в пятистах метрах от школы, у дороги, ведущей в Вороново. Съехав с нее, мы буквально уткнулись в каменную стену. Когда-то здесь была усадьба панночки Языковой. И остатки этих сооружений сейчас безмолвно служат напоминанием о бывшей хозяйке территории.
— Говорили, панночка любила гулять по саду и вдоль берегов прудов, — вспоминает давние истории нынешняя хозяйка одного из соседствующих с родником домов Станислава Михайловна Анацко. — Этот родник питает водоемы и сейчас. Правда, красоты той уж нет. Я здесь живу с 1960-х. Раньше, когда не было водопровода, родниковую воду использовали для питья, животных поили. А сейчас колодцы, центральный водопровод есть… Школьники, бывает, захаживают к нему. Почистят, приберут. На Трокелянку паломники идут за водой.
— Обустройства родник требует, — включается в беседу Марьян Константинович Кайлевич. — Мы, конечно, своими силами пытаемся кое-что сделать, но тут основательный подход нужен, техника специальная, да и финансовые вложения.
Именно это и подвигло в минувшем году педагогов Трокельской школы О.Г. Разук и А.М. Валчецкую разработать проект по благоустройству в рамках международного конкурса, посвященного тематической цели «Наследие». Сейчас участники программы ищут спонсоров, по условиям инвесторы должны быть из зарубежья. Но если рассматривать ситуацию вне проекта, то инициатива ведь может исходить и от местного хозяйства, других организаций района, наконец, просто неравнодушных к наследию малой родины людей.
Под ольховой сенью
Сельчане называют сентябрь мостиком между летом и осенью. Солнечные лучи все еще дарят тепло, пробиваясь сквозь верхушки деревьев. А небрежные золотые и багряные кляксы в их листве напоминают: тихой поступью приближается осень. Кажется, даже воздух в таких укромных уголках пропитан лирикой. Трокельский родник окружен зарослями ольхи. Дерево вроде невзрачное, но в прошлых веках вокруг него сложилась определенная народная промышленность. Вплоть до тридцатых годов минувшего века одежду в деревнях красили отваром ольховой коры. Дубильные вещества и ольховые почки и теперь используют в лекарствах. Известно, что чернила вплоть до XVII века тоже делали из отвара коры ольхи. А из отходов чернил — ваксу для солдатских сапог. Ольховые дрова называют царскими: они не дают копоти. Широко были распространены и поделки из красивой красной древесины.
Галина ШЛЕМПО.
Фото автора.