Мошенники атакуют по телефону
В этом году у восьми жителей Вороновского района с карт-счетов были похищены денежные средства и переведены на банковские карты иностранных государств. Причем доступ к ним преступникам владельцы предоставили сами.
С прошлого года в Беларуси набирает популярность такой метод мошенничества, как вишинг. Суть его в том, что преступник связывается с жертвой по телефону (звонок или SMS-сообщение) и под убедительным предлогом уговаривает предоставить конфиденциальные данные банковской карты.
Схема очень правдоподобна…
Незнакомцы представляются сотрудником банка (не зная, в каком именно банке обслуживается их жертва, используют формулировку от «Ассоциации белорусских банков»). Звонят чаще всего со скрытого, похожего на настоящий номер банка. Благодаря использованию программ-анонимайзеров номера телефонов злоумышленников определяются как официальные, указанные на сайте банка. Аферисты также могут подменить номер не целиком, а лишь одну цифру. Визуально этот подлог практически незаметен. Для большей правдоподобности во время разговора преступники даже «создают» шумовой фон, имитируя звуки работающего банковского контакт-центра. Конечно, не поверить им довольно сложно.
Если бы не одно НО...
Сотрудник банка по телефону ни при каких обстоятельствах не потребует от своего клиента реквизитов банковских карт или иную конфиденциальную информацию. Абсолютно вся она (счета, номера карт, баланс, коды и т.д.) у них есть, а операции по блокировке переводов, счетов, аккаунтов могут проводить специалисты и без вашего участия.
Просьба незнакомого абонента о предо-ставлении таких сведений свидетельствует о том, что разговор ведется с мошенником!
Защищайтесь!
В этом случае немедленно завершите разговор. Позвоните сами в контакт-центр банка, выдавшего вам карточку, расскажите о ситуации и далее следуйте рекомендациям представителя учреждения.
Если злоумышленнику все же удалось получить реквизиты банковской пластиковой карты или был установлен факт хищения денежных средств, незамедлительно заблокируйте карточку (номер телефона указан на ее обороте ) и обратитесь с заявлением в правоохранительные органы.
Почему именно вы?
Резонный вопрос: откуда у мошенника столько информации о человеке? Ведь иногда к своей жертве аферисты даже обращаются по имени отчеству, что еще больше усыпляет бдительность и располагает к общению. Дело в том, что вишинг всегда начинается с получения сведений о будущей жертве. Источники могут быть самыми разнообразными — утечки клиентских и/или пользовательских баз сайтов, интернет-магазинов, форумов, чатов, сообществ в соцсетях («ВКонтакте», «Одноклассники»), торговых площадок, онлайн-игр и многих других, не обеспечивающих должный уровень защиты для предоставленной информации или обменивающихся ею. Это позволяет злоумышленникам постоянно обновлять и пополнять списки жертв, так как сейчас и небольшие фирмы, и крупные организации собирают и хранят наши персональные данные, в том числе паспортные и банковские. Однако не все используют их в заявленных целях или как следует защищают. Распространены случаи вишинговых звонков после публикации объявлений о покупке товаров.
Поверили вишинговым звонкам
В июне двое жителей Вороновского района «подарили» мошенникам более 1 400 белорусских рублей.
На мобильные телефоны позвонили якобы сотрудники Белагропромбанка. Сообщили держателям карт, что с их счетов в настоящее время списываются денежные средства в пользу неизвестного лица. На предложение «банкиров» отменить данную операцию соглашались. И доверчиво сообщали им коды, поступившие на мобильный телефон SMS-сообщением. Это позволило мошенникам похитить с карт-счетов 1 258 и 150 рублей.
В августе по похожей схеме было похищено более 300 рублей у жителя Вороново. Неизвестный представился сотрудником службы безопасности банка. Сообщил, что аккаунт интернет-банкинга якобы взломан и сейчас происходит несанкционированный перевод денег со счета (хотя на самом деле ничего не происходило). Для блокировки банкинга злоумышленник запросил логин и пароль у «клиента», а потом якобы для подтверждения еще и секретный код из SMS, присланный на телефон. Выполнив все эти условия «вежливого банкира», держатель карточки вскоре получил оповещение о списании со счета крупной суммы денег.
Если хищение произошло по причине передачи потерпевшим реквизитов своей банковской пластиковой карты либо данных, полученных в SMS, третьим лицам, банки могут отказать в возврате денежных средств.
Как избежать обмана?
Невозможно гарантированно уберечь себя от утечки персональных данных, но можно значительно снизить вероятность возникновения подобных ситуаций. Только ваша личная внимательность и ответственность помогут в этом. Не забывайте, что нельзя выкладывать в публичный доступ свои персональные данные и передавать скан-копии, фотографии своих документов сомнительным и непроверенным сервисам, магазинам, организациям, незнакомым людям. Берегите свои данные. Это сбережет ваши деньги.
https://youtu.be/leILayURehY
Ольга ВОРОБЬЕВА,
Алексей ТИТОВ,
и.о. начальника Вороновского РОСК.