Хлебных дел мастерица
«Хлеб не терпит суеты, а требует любви. Печь его надо по-особому, неторопливо и только с хорошим настроением». Этими секретами своего нового увлечения поделилась со мной Галина Ивановна Жих, жительница агрогородка Бенякони.
С Галиной Ивановной познакомились мы семнадцать лет тому назад. Тогда я, молодой специалист, впервые перешагнула порог Беняконской школы. Наши кабинеты — мой белорусского языка и литературы и ее — трудового обучения — находились по-соседству. Часто было слышно, как за шитьем, вязанием или стряпней поют девочки вместе с учителем. Голосу Галины Ивановны, сильному мелодичному, вторили детские неокрепшие. Чувствовалось сразу, что занятия школьницам были по душе. Так по-матерински прививая им любовь к труду, Галина Ивановна воспитывала будущих хозяюшек.
Покинув Бенякони, долгое время не встречала Галину Ивановну. Каково же было мое удивление, когда на одном из районных праздников открыла ее новый талант — печь хлеб. Тогда же и узнала, что моя давняя знакомая трудоустроилась в Беняконский центр культуры и досуга.
— Вы знаете, после смерти мужа, когда осталась одна, страшно стало ждать зиму… Тогда меньше хлопот по домашним делам, много думаешь, анализируешь, аж сердце щемит, — поделилась Галина Ивановна. — Поняла: срочно нужно устроиться на работу. Но боялась, что не смогу это сделать из-за возраста. Как же приятно было, когда меня тепло встретил небольшой коллектив нашего Центра культуры. Здесь я заново нашла себя. Здесь могу выговориться, поделиться своими переживаниями. Пригодилось и мое первое образование — в свое время окончила музпедучилище.
В статусе ремесленника
В нашу нынешнюю встречу бывшая коллега призналась, что научиться печь хлеб она мечтала давно. Но много времени занимали учительские заботы, домашние хлопоты. Лишь спустя годы, выйдя на заслуженный отдых, она стала осваивать новое ремесло. Именно тогда появилась уверенность, что это дело ей по плечу. Первыми, кто оценил кулинарные способности, конечно же, были домочадцы. Вскоре про ароматную сдобу и вкуснейшие хлебобулочные изделия узнали беняконцы. Поначалу женщина угощала знакомых, друзей, а со временем решила, что это может быть неплохой бизнес — два года назад оформилась как ремесленник. А заказов не пришлось долго ждать. Уже наработана и своя, скажем так, клиентская база.
Собеседница поскромничала, не упомянув тот факт, что ее сдобу оценили земляки на брендовом мероприятии в Беняконях, посвященном хлебу. Позже — гости областных «Дажынак» в Сморгони. Пришелся хлеб по вкусу и литовским детям, их педагогам, которые в конце минувшего года посещали «Усадьбу Снегурочки» в аг. Больтиники.
Такой, как у бабушки…
Пока мы чаевничали, Галина Ивановна не раз переносилась в прошлое, в деревенский домик, где «колдовала» над тестом ее бабушка Вероника. А они, внуки, с замиранием сердца наблюдали за каждым ее движением.
— Выпечка хлеба была сакральным действом. Нам, детям, запрещалось бегать по дому, громко разговаривать, — с трепетом в голосе рассказывает собеседница. — Да и пекли хлеб несколько дней. Помню, бабушка варила картошку — с ее помощью делала закваску, мяла, затем отправляла в дежу, перемешивала. Чуть позже туда отправлялась ржаная мука. Через несколько дней ее вновь добавляли, замешивали тесто. Оно пузырилось, а в доме стоял приятный аромат закваски. Я готовлю хлеб практически по бабушкиному рецепту, с картошкой. Такой муки, как была раньше, теперь нет, поэтому придаю хлебу былой вкус с помощью ржаного солода. Вместо закваски — дрожжи. Многие плохо о них отзываются. Я считаю, что с ними нужно уметь работать: они не терпят спешки. Дрожжевое тесто можно печь только после того, как оно перебродит.
Слушая Галину Ивановну, невольно представляла весь процесс: как пожилая женщина формировала хлеб, как обязательно делала на нем крестик, опускала на дубовые листья и отправляла в печь. Готовую выпечку вынимала на «зэдлик» (скамеечку), бережно укрывала белым «абрусам-скарачом», сбрызгивала водичкой. А весь дом заполнял аромат только что испеченного хлеба.
— Бабушка пекла на неделю девять больших хлебов, а для внуков — маленький, его мы ждали с нетерпением, — вырвал меня из задумчивости голос Галины Ивановны. — Детям строго запрещалось кушать горячий хлеб. Резали его только над столом. Если падали крошки, бережно сгребали в ладонь и съедали. Такое отношение в этому продукту у меня и у людей моего поколения, выросшим в деревне, с детства.
Поэтому нам так понятна и дорога работа хлебороба.
С чесноком, сыром, с ароматом воспоминаний…
За чашечкой травяного чая, с любовью заготовленного хозяйкой дома, пробуем ее кулинарные шедевры.
— Вот «обезьяний» хлеб. Он с сыром и чесноком. Только однажды его рецепт попался мне на глаза, больше нигде не встречала. А вот белый хлеб, его многие любят и заказывают. Правда, напоминает «сайку»? Это мои фирменные булочки… — потчевала нас Галина Ивановна и продолжала делиться своими кулинарными секретами…
Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.