ГАИ об изменениях в КоАП, которые затронут автолюбителей

ГАИ об изменениях в КоАП, которые затронут автолюбителей
ГАИ об изменениях в КоАП, которые затронут автолюбителей

На общественное обсуждение вынесли проекты Кодекса об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях. Каждый желающий может обозначить свои предложения и замечания в специально созданных темах на Правовом форуме Беларуси до 28 мая. В них много новаций. В КоАП правонарушения теперь классифицированы в зависимости от степени общественной опасности и последствий, пересмотрена система взысканий, упорядочены сроки их наложения. Отдельные изменения коснутся автолюбителей. Начальник отделения обеспечения правоприменительной деятельности главного управления ГАИ МВД Александр Шевченко пояснил порталу sb.by, какие новшества закреплены в КоАП в части безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Новая редакция кодекса содержит статью о штрафных баллах. Они будут начисляться за те нарушения ПДД, которые влияют на безопасность дорожного движения. В частности, за вождение машины с неисправностями тормозной системы, рулевого управления. Также баллы дадут за превышение скорости, невыполнение сигналов светофора или регулировщика, нарушения маневрирования или обгона. В этих случаях один штрафной балл начисляется за совершение административного проступка, два — за значительное административное правонарушение, три — за грубое административное правонарушение. Списываются же они по истечении одного года с момента их начисления. Важно: суммарное накопление десяти и более штрафных «очков» в течение года влечет лишение права управления автомобилем на шесть месяцев.

Александр Шевченко поясняет, что это не карательные, а профилактические, превентивные меры:

— Мы не стремимся лишить автолюбителей прав, а наоборот, напоминаем: если будут игнорировать ПДД, насобирают недопустимое количество баллов и могут лишиться документа. Баллы ввели с целью воздействия на систематических нарушителей. Рядовых водителей, допускающих по невнимательности одно-два нарушения в год, изменения никоим образом не коснутся. Акцент на тех нерадивых автолюбителях, которые умышленно, зачастую наплевательски относятся к ПДД и допускают 10—15 нарушений в течение года. Система будет работать поэтапно: при нуле баллов за проступок начисляется один балл, затем идет начисление со штрафом, от шести и более баллов — повышенная санкция (штраф по максимуму). Если же насобирается 10 баллов, водителя ждет лишение прав на шесть месяцев. Следует сказать, что за нарушение ПДД, которые не влияют на безопасность, баллы начисляться не будут. Это, к примеру, использование регистрационных номеров неустановленного образца, управление автомобилем без страховки, выбрасывание мусора из транспортного средства и ряд других. Кроме того, что баллы не будут начисляться на нарушения правил остановки и стоянки транспортных средств, так как местными органами власти не созданы надлежащие условия для граждан в части наличия достаточного количества мест для стоянки.

В кодексе появится примечание о фиксации средней скорости. Ее значение определяется путем деления пройденного транспортным средством расстояния на время, затраченное им на преодоление данного участка. Александр Валерьевич поясняет:

— Многие привыкли к камерам фотофиксации: снижают скорость, а после ее проезда снова набирают разгон. Если это в пределах населенного пункта или около школы, такие действия небезопасны. Важна скорость на всем этом стратегическом участке, а не в конкретной точке (только около пешеходного перехода). Ведь люди порой могут переходить дорогу дальше установленного места. Введение средней скорости разумно в целях безопасности.

Ужесточились санкции для автолюбителей, которые управляют ТС подшофе. Появилась и дифференцированная ответственность для них. Так, санкция для лиц, которые ведут машину в состоянии алкогольного опьянения, при наличии абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации до 0,8 промилле включительно — штраф в сто базовых величин с лишением права управления транспортными средствами сроком на три года. Свыше 0,8 промилле ­— штраф в размере двухсот базовых величин с лишением на пять лет. Александр Шевченко делает оговорку:

 Люди стали высказываться о том, что собираемся ввести нижние пределы в 0 промилле. Но пороговое значение и так есть ­— 0,3 промилле. Эта норма останется. В постановлении Совмина № 497 «Об утверждении положения о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ», четко закреплено, что состояние алкогольного опьянения — 0,3 промилле. Данная формулировка есть в новых нормах.

СБ