Белорусский рубль: история от «зайчиков», миллионов и девальваций до стабильной валюты

Белорусский рубль: история от «зайчиков», миллионов и девальваций до стабильной валюты
Белорусский рубль: история от «зайчиков», миллионов и девальваций до стабильной валюты

В Беларуси появились новые старые деньги.

На этой неделе Нацбанк презентовал обновлённые купюры номиналом 5 и 10 рублей. Что изменилось-то? Добавили защитные элементы. А вот дизайн банкнот решили глобально не трогать – лишь слегка доработали. Свои деньги белорусы должны узнавать с первого взгляда. В чём тогда подвох?  Ответ прост: именно эти купюры самые ходовые, самые ветхие и зачастую требующие замены. Негоже как-то мятыми да рваными деньгами рассчитываться. 



За 25 лет наши деньги прошли непростой путь: от купонов и «зайцев» до стабильной валюты. Согласитесь, сегодня уже не так актуально начинать свой день с просмотра курса доллара, а ведь и такие времена были в нашей истории. Главное достижение для любой валюты – это доверие населения. Если люди несут в банк не доллары и евро, а рубли – значит, благосклонны не только к национальной валюте, но и к банковской системе.  

Будем верить, что усилия Национального банка не в пустую, а все когда-то допущенные ошибки и просчёты больше не повторятся.  Даже вспоминать не хочется армию валютчиков. Большинство экспертов сегодня уверенно говорят о стабильности. 

Сколько стоит миллион рублей? Здесь это знают. Как не продешевить, когда деньги продаёшь? Крупнейшее предприятие России и главный исполнитель стратегически важного белорусского заказа – «Гознак». Именно здесь напечатали обновлённые 5 и 10 рублей. Лаком укрепили периметр. Теперь они прослужат дольше. Появились и новые защитные знаки.

Типография – в Перми. Производство бумаги для банкнот – в Краснокамске. На оба предприятия журналистов пускают крайне редко. 

Андрей Курятников, заместитель генерального директора по науке и развитию акционерного общества «Гознак»: 

«Диапазон стоимости банкнот зависит от технического наполнения – от 30 до 80 долларов за 1000 штук».

Внешне они похожи на евро. Каждая банкнота посвящена одной из областей. 5 рублей – Брестскому региону. На лицевой стороне изображена Каменецкая вежа. 10 рублей – Витебскому. Их украшает полоцкая Спасо-Преображенская церковь. Такие деньги мы уже привыкли держать в руках, а ведь для белорусского рубля путь начался ещё четверть века назад. 

Кирпичик хлеба – 16 копеек, колбаса – 2.20, газировка из автомата без сиропа – 1 копейка. Эти цены знакомы любому, кто застал СССР. Когда 15 союзных республик стали независимыми государствами, появился совершенной другой порядок расчётов. 

деньги3.jpg

Андрей Мисько, коллекционер: 

«Многие страны бывшего СССР уже ввели свои валюты, а мы ещё использовали советский рубль. Денежная масса неконтролируемая въезжала в страну и обменивалась на товары. Была введена  специальная купонная система». 

Чтобы что-то купить в магазине, рассчитывались одновременно и купонами, и советскими рублями, вспоминает коллекционер Андрей Мисько. Зарплату выдавали так же. Тогда вопрос о собственной валюте в Беларуси встал остро. Известные каждому «лоси», «зубры», «белки» и «волки» были напечатаны в 1992-м. Но официальный день рождения национальной валюты другой – 19 октября 1994 года Верховный Совет признал белорусский рубль единственным платёжным средством на территории Беларуси. 

Как копить, чтобы деньги купить, Андрей Мисько понял ещё в детстве. Мальчишкой во дворе своего дома нашёл клад с монетами. Детское любопытство переросло в дело жизни. Сегодня у него одна из самых больших коллекций белорусских денег. Есть банкноты, которые не были в обращении. 

Андрей Мисько, коллекционер: «Когда-то за доллар можно было чемодан «зайцев» взять. Но факт, что «зайца» в стране в идеальном состоянии нет». 

«Ушастого» съела инфляция. Уберечь рубль от инфляции было невозможно даже на вкладах, потому и хранить деньги в национальной валюте белорусы опасались. Позже –череда девальваций. 

деньги2.jpg

Георгий Гриц, экономист-аналитик: 

«Три раза обесценился белорусский рубль. Последние два-три года он достаточно стабилен. Это говорит об усилиях Нацбанка. Белорусская валюта одна из наиболее стабильных  валют на постсоветском пространстве».

Ещё пять лет назад россияне любили шутить на тему, как стать миллионером. Для этого, говорили они, достаточно приехать в Минск и обменять свои рубли на белорусские. Дошутились. Впрочем, за непродолжительную историю национальной валюты с ней случалось и не такое. Белорусский рубль беспощадно трепал мировой финансовый шторм. Воевали и с нулями, и за доверие. Итог – три деноминации. Последняя – самая масштабная. Скинув сразу четыре нуля, купюры преобразились. У рубля появился телохранитель. Копейка рубль бережёт. 

Борис Желиба, экономист-аналитик: «Когда была высокая инфляция, монеты не было чеканить смысла, они бы быстро обесценивались. Появление монет – это свидетельство того, что у нас нормальная денежная система».  

Центральное хранилище Нацбанка. Каждая купюра в вашем кошельке сначала побывала здесь. Температура, влажность – под контролем и наблюдением всё.

Хранятся деньги в металлических контейнерах. Весит он приблизительно 80-90 килограммов. В контейнере – 16 миллионов белорусских рублей. Старые миллионы в хранилище уничтожают. 

Владимир Наркевич, директор Центрального хранилища Национального банка Беларуси: «При проведении деноминации была операция предусмотрена, когда население может обменять эти деньги. Период обмена установлен до конца 2021 года, поэтому в этой ситуации основная масса была уничтожена».

Старые банкноты в утиль – плюс для нынешнего рубля. Уже в первый год после деноминации скорость обесценивания валюты значительно снизилась. По оценкам экспертов, приемлемого уровня должна достичь в течение пяти лет. Стабилизация рубля отразилась и на других экономических показателях. Снизилась ставка рефинансирования. Растёт доверие белорусов к своей валюте. Кредиты стали доступнее.

деньги1.jpg

Стабильная кредитно-денежная политика страны – заслуга рубля. Своего. Родного. Визитная карточка народа. Он уже не просто символ суверенитета государства, но ещё и предмет гордости. Ведь ни в одной стране мира национальную валюту не называют так ласково – «зайчик».