Я — вояка!

Я — вояка!
колаж1

Я был везде, где сердце быть велело.

И совесть говорила мне: «Иди,

Иди вперед за праведное дело.

Ведь надо быть кому-то впереди…»

Во время Великой Отечественной войны в боевых действиях участвовали более 100 жителей Заболотского сельсовета. Среди них — человек нелегкой судьбы Иосиф Николаевич Козич.

Родился Иосиф в многодетной крестьянской семье. Отец Николай Станиславович и мать Мария Яновна батрачили на помещиков. С малых лет и мальчику доводилось наниматься на работу. Иосиф тянулся к науке и, несмотря на крестьянские заботы, окончил четыре класса Заболотской польской семилетки. В обучении детей были заинтересованы родители — отец даже научил сына играть на баяне.

После воссоединения Беларуси поиски лучшей судьбы забросили Иосифа Козича в российское Орехово-Зуево, куда он отправился на заработки. Там его застала война. Возвратиться бы домой, но родные места уже занял враг. Встретиться с родными довелось только через семь лет...

На фронт парня призвали в 1943 году. Ему было всего шестнадцать лет. Служил на втором Прибалтийском фронте в 282-м полку в первой роте автоматчиков под командованием В.Г. Ерёменки. «Поскольку я был поляком,  —  рассказывал Иосиф Николаевич, — меня хотели отправить служить в Англию, где формировались польские отряды. Но я сказал, что буду защищать свою Родину и никуда не уеду».

сканирование0039

Рядовой Козич был пулеметчиком. С «Максимом» он прошел всю войну. Принимал участие в освобождении Нарвы. Когда брали город, пришлось форсировать реку. Тогда он был на волосок от гибели — в лодку чуть не попал снаряд. Она перевернулась, но из воды удалось выбраться и продолжить бой. За освобождение города Иосиф Николаевич вместе с товарищами получил благодарность от И.В. Сталина.

Случалось солдату ходить в разведку. Когда в Прибалтике вблизи города Валдемарпилса их подразделение наткнулось на крупные силы противника, нужно было добыть сведения о расположении противника или взять «языка». Козич сам вызвался пойти на задание. И взял в плен немца. «Получилось, как в сказке,  — вспоминал ветеран. — Неожиданно передо мной появился фриц. Он тоже, видимо, шел в разведку. Первым в себя пришел я. Щелкнул затвором автомата и нацелил его на немца. Пока тот вышел из оцепенения, я уже вел его к нашей позиции. Фашист дал ценные сведения. И наши успешно продвинулись вперед». За это И.Н. Козича представили к награде.

 В декабре 1943 года Иосиф Николаевич был ранен в шею, контужен. Три месяца провел в воронежском, затем в рижском госпиталях. День Победы встретил в Риге.

За мужество и смелость славный сын Заболотчины получил много государственных наград: орден Отечественной войны ІІ степени, медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За отвагу», медаль Жукова и другие юбилейные награды.

После войны в латвийской столице мужчина прослужил еще два года. Но очень тянуло в родные места. И в сорок седьмом приехал в Заболоть. Здесь женился на местной девушке Анне, с которой прожили душа в душу 52 года и воспитали пятерых детей.

Иосиф Николаевич  трудовую деятельность начинал  на Якубовской МТС. После ее реорганизации работал в колхозе. Затем четверть века отдал одному предприятию — Вороновскому районному объединению «Сельхозхимия» (д. Заболоть). Тридцать восемь лет проработал трактористом! Любил работу и делал ее добросовестно. За перевыполнение производственных заданий его имя было занесено на районную Доску Почета, награждался юбилейной медалью «За доблестный труд», знаком «Победитель социалистического соревнования».

Много лет Иосиф Николаевич участвовал в общественной жизни коллектива, в художественной самодеятельности, выступал на сцене. На заслуженном отдыхе занимался домашним  хозяйством. До 80-летнего возраста сам косил и сушил сено для коровы, колол дрова. Ему в этом помогало хобби — игра на баяне. На нем Иосиф Николаевич играл белорусские народные песни, а когда ему было грустно — песни Великой Отечественной войны.

Иосиф Николаевич Козич приходил на различные  мероприятия в местную школу. Рассказывал ученикам о своей фронтовой жизни, боевых действиях. И часто повторял: «Я — вояка! Будь мне 80, даже 90 лет, я пошел бы сражаться за свободу, за свою Родину».

Фаина ВОЙШНИС,

руководитель музея «Спадчына» Заболотского УПК.