В Свято-Борисо-Глебскую церковь вернулась историческая копия Коложской иконы Пресвятой Богородицы. Ее привезли из Германии

В Свято-Борисо-Глебскую церковь вернулась историческая копия Коложской иконы Пресвятой Богородицы. Ее привезли из Германии
Долгое время считалось, что копий знаковой для храма иконы, написанных до исчезновения чудотворного образа, не сохранилось. Но сегодняшний день вносит поправки в актуальное до недавнего времени предположение. В конце прошлого года на антикварном аукционе в Германии появилось объявление о продаже, как уверял владелец, лота – уникальной Коложской иконы Пресвятой Богородицы. 

– 
Признаться честно, у всех в тот момент захватило дух: возможно ли это
? – вспоминает настоятель храма протоиерей Александр Болонников. – По благословлению архиепископа Гродненского и Волковысского Артемия очень оперативно выехали в Германию. Сегодня же завершается подготовка резного дубового кивота для возвращенной святыни, и по окончанию Великого поста она займет свое место в древнем храме. 

Уже в мае приложиться к иконе смогут гродненцы и гости областного центра.
 

Передача иконы в храме святого Александра Невского города Потсдама. Участники протоиерей Фёдор Повный, протоиерей Анатолий Коляда, протоиерей Александр Болонников..jpgIMG_20181229_130752.jpg

 

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ СВЯТЫНИ

 

Это точный список иконы, история которой неразрывно связана с храмом еще с XVII века. По утверждению некоторых источников и того раньше – с XVI века Коложская икона Пресвятой Богородицы хранилась в древней Свято-Борисо-Глебской церкви и являлась главной святыней Гродненской епархии. Ее почитали православные и католики, с молитвой к ней спешили как знатные вельможи, так и простой народ разных эпох и поколений.

 

Образ.jpg

 

– Согласно преданию, эта икона была передана Коложскому храму неким юродивым – нищим, который носил ее на груди, – говорит Александр Болонников. – Совершая подвиг юродства, он обличал гордыню и высокомерие вельмож, помогал укреплять веру народа, и за это был чтим жителями нашего города и особенно прихожанами Коложской церкви. 


dbe368edfd9fa488aeb131a08162f5f2.JPG


Реставратор Белреставрации Тарасик Александр Викторович2.jpg

 

Наградой за подвиг юродства для этого человека, опять же согласно преданию, стало откровение о времени его кончины. Богородица открыла ему день смерти и велела оставить хранимый им образ в храме. 

 

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ ЧУДЕС

 

Так и случилось. С тех пор икона прославлялась самыми различными чудесами. Одно из масштабных, произошедших по молитвам гродненцев перед этим образом, сохранила история начала ХХ века. Когда после объявления Первой мировой войны кайзеровские войска вплотную подступили к Гродно, среди солдат и горожан началась паника. Полковой священник Георгий Шавельский позже так описывал события, происходившие в нашем городе в первые дни после начала войны: «8 сентября 1914 г. в г. Гродно я долго беседовал со своим земляком, комендантом Гродненской крепости, генералом от инфантерии М. Н. Кайгородовым. Ужасные минуты переживали мы после объявления войны, — рассказывал он мне, — крепость наша тогда еще не была закончена. Недостроенные форты стояли без орудий. «…» Ужас охватил население Гродно. 20-го июля (2 августа по новому стилю), в 4 часа дня, Гродненский архиепископ Михаил с духовенством служил на площади молебен перед вынесенной на площадь святыней города Гродно — Коложанской иконой Божьей Матери. Собрался весь город. Стон стоял от рыданий толпы... В этот вечер Вильгельм повернул свои корпуса на Францию. Гродно было спасено». 

 

После этих событий город и его жители еще год прожили в мирной обстановке.

 

КОГДА ПРОПАЛА ИКОНА?

 

Предвидя же неизбежность военных событий, в 1915 году все ценности культурные, исторические, церковные, архивы и святыни вывозились в эвакуацию вглубь России. Коложская икона, согласно одной из версий, была вывезена в Николо-Угрешский монастырь в пригороде Москвы, если верить другой – хранилась в подвалах собора Василия Блаженного на Красной площади. Так или иначе, в вихре военных событий начала ХХ столетия, а следом за ними и революционными с начавшимся гонением на церковь, икона бесследно пропала.  

 

Кивот и резчик Михаил Юревич.jpg

 

В 90-е годы прошлого столетия не только силами представителей православной церкви, но и общественными деятелями проводились поиски утраченной святыни. Желаемого результата они так и не дали.

 

 Не менее печальным оказался тот факт, что не сохранилось ни одного исторического списка (копии) иконы, – продолжает Александр Болонников. – Образ, перед которым в последние годы молились в храме, написан в 2004 году. Он представляет собой не только изображение Пресвятой Богородицы. В клеймах по периметру икона буквально повествует историю с явлением, чудесами и исчезновением чудотворного образа.

 

Прихожане и гости храма знают, что чудесами славится и местночтимая икона. Свидетельства тому – многочисленные подвески из золота и серебра, которыми она украшена. Чаще всего спешат с молитвой к этой иконе с просьбой о долгожданном семейном пополнении, но главной на протяжении более десятка лет оставалась молитва о том, чтобы обрести утраченный образ.
 

ЧЕРЕДА БЛАГИХ ВЕСТЕЙ

 

– И вот, кажется, Богородица услышала нашу молитву, – добавляет отец Александр. – Причем новости из Германии предшествовала не менее радостная в Гродно. Когда ремонтные работы внутри Коложской церкви близились к завершению, к большой радости прихожан в запасниках ризницы Кафедрального Покровского собора были обнаружены две иконы, написанные для нашего храма еще в XIX веке.

 

Долгие годы считалось, что очень узкие и высокие иконы Святого праведного Иосифа Обручника и первого митрополита Киевского Михаила в свое время дополняли иконостас одной из разрушенных гродненских церквей. Но тайну их назначения подсказала обнаруженная на оборотной стороне одной из икон надпись чернилами. Она говорит о том, что образ написан в 1897 году для внутреннего окна останков Коложской церкви епископом Иосифом – человеком, который занимался консервацией храма после его обрушения в 1853 году. Сегодня иконы размещены практически на прежних своих местах – в левой алтарной части храма.
 

– Это было первое радостное знамение того, что Господь благословляет труды по восстановлению храма, – трактует недавние события Александр Болонников. – Спустя всего несколько недель после обретения этих двух исторических икон, на одном из антикварных аукционов Германии обнаружили объявление о продаже Коложской иконы Божией Матери. О большем, признаться, не могли и мечтать.


IMG-15d0722729d77ba88f949628b4a0d70e-V.jpg


 

ПОДАРОК ДЛЯ ИМПЕРАТОРА?

 

Точную копию древней коложской святыни настоятелю гродненского Свято-Борисо-Глебского храма передали в церкви святого Александра Невского в городе Потсдаме. Особенным знаком этого образа опять же оказалась надпись чернилами на оборотной стороне: «написан образ в лаврской иконописной иеромонахом Григорием». 
 

Авторитетный столичный реставратор ОАО «Белреставрация» Александр Тарасик после исследования пришел к выводу, что икона написана в начале ХХ века. Открытым же для священнослужителей оставался вопрос, почему копия иконы была сделана не в Гродно, а в лаврской иконописной – одном из четырех крупнейших монастырских комплексов. Видимо, это делалось для какого-то важного события или человека.

 


– Листая исторические журналы начала ХХ века, нашли информацию о том, что в 1914 году после уже упомянутого молебна на соборной площади в Гродно, город над Неманом посетил Николай ІІ со своей супругой и двумя дочерьми. Во время этого визита император побывал в одном из православных соборов и, как сказано в журнале, коленным преклонением почтил Коложскую икону Божией Матери. После этого гродненский епископ Михаил в качестве дара преподнес императору точную копию иконы, – говорит Александр Болонников.

 

Факты и обстоятельства – написана икона в лавре в начале ХХ века и была вывезена в Германию – небезосновательным делают предположение, что в Коложскую церковь вернулся образ, который, возможно, и был вручен императору Николаю во время посещения Гродно. Уточнения и ясность в эту гипотезу внесет дальнейшее изучение истории обнаруженной святыни, но для гродненцев ее возвращение – уже большое событие, значимость которого сложно переоценить. 
 

 

СТОИТ ПОЧИТАТЬ 


 


Часть пола в Коложской церкви стала стеклянной. Здесь завершается установка археологического окна

 

В Коложе прорабатывается вопрос нормализации температурного режима 

Гран-при фестиваля «Коложский благовест» останется в Беларуси (+видео) 

 


Фото из архива Александра БОЛОННИКОВА

Екатерина МОТЕВИЧ