Жизненные перипетии Марии

Страницы истории 24 апреля 18 1624
Жизненные перипетии Марии
IMG_3341

В историю нашей общей родины — Советского Союза вписаны не только триумфальные события — Великая Победа, первый полет человека в космос, но и огромные трагедии, коснувшиеся миллионов людей. Авария на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986-го — одна из них. Более тридцати лет отделяют нас от этой даты, а чернобыльское сражение продолжается. После взрыва реактора в зоне поражения долгое время трудились сотни тысяч ликвидаторов, среди них были и наши земляки. Им не забыть тишину мертвых городов и треск дозиметров. Постоянное напоминание — подорванное здоровье.

Черной былью стал Чернобыль и для Марии Юльяновны Полковской из Радуни. Девятнадцатилетней девчонке в первый год ее работы после учебы в Вороновском училище вручили зловещую командировку. Как так? Ведь она не военнообязанная, совсем юная, не имеющая детей… Но это, вроде как, добровольно… «Можешь не ехать, — сказали ей, — но работы в столовой на время школьных каникул не будет». Сидеть на шее матери, сельской труженицы, Мария не хотела. «Всего лишь месяц, — рассуждала девушка, подавляя тревогу в душе. — Все будет нормально». Мама Марии и не предполагала, куда отправляют ее девочку, поэтому пугали не последствия этой рабочей поездки, а лишь расстояние и разлука.

— Брагин встретил меня неприветливо, — вспоминает женщина. — Мертвая тишина на улицах, заросшие без хозяйской руки дворы и «оранжевые» лужи. Было лето, и мы, командированные, без всякой опаски шли, «купая» в дождевых ядовитых каплях ноги. Последствия — незаживающие язвы. Страшно… Поварские будни шли напряженно: 15-часовые смены на кухне в пункте общественного питания ликвидаторов поначалу давались нелегко. Со временем все приобрело четкий порядок. Жили в съемной квартире. В выходные организовывалась насыщенная культурная программа. Месяц был на исходе, но смену так и не прислали. Командировка затянулась бы еще на неопределенный срок, если бы не любовь, — улыбается Мария Юльяновна.

Именно там она познакомилась со своим будущим мужем Юрием. И радостное событие о беременности послужило «экстренной» путевкой домой. Супруг пробыл на опасной территории еще до ноября, а затем молодая семья обосновалась в Орше. Малыш родился, страхи ушли. Но Чернобыль женщине все же «аукнулся»: «каменная» болезнь, операции, длительное лечение, проблемы со здоровьем у старшего сына Дениса, многочисленные выкидыши потом. Спустя почти два десятка лет Мария вернулась на малую родину  — в Радунь. Устроиться на работу было сложно, не раз меняла род занятия. О втором ребенке перестала мечтать, и его неожиданное появление стало новым витком в жизни женщины.

— Когда врачи боролись за жизнь моего малыша, я отчаянно просила Бога помочь и не раз произносила «спаси моего сына, я все верну», — эмоционально повторяет те давние слова мать.

Сейчас Женя ходит в шестой класс, а Мария возвращает «долг» Всевышнему за бесценный подарок. Женщина — приемная мама. Она дарит любовь и заботу не только родным сыновьям и внученьке, но и ребятам с покалеченными судьбами. Сейчас под материнским крылом греются 16-летний Даник, 15-летний Саша и 14-летний Антон. И снова мечтается… о девочке. Наверное, все еще впереди. Ведь эта профессия не отпустит.

Вот так Мария волею судьбы оказывается там, где нужна ее помощь.

Галина ШЛЕМПО

Фото автора.