Помогут найти ориентир

Актуально 01 декабря 17 1503
Помогут найти ориентир
коррекц центр1

Принимать и любить ребенка таким, какой он есть. Найти в нем зернышко, которое нужно взращивать, оберегать и согревать душой. Этой жизненной и профессиональной установки придерживаются тринадцать сотрудников Вороновского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Режим особый

Доброе утро!

В 7.00 микроавтобус Центра отправляется за особенными детками по первому маршруту в направлении Радуни, затем по второму — в сторону Беняконей. Некоторых ребят сюда доставляют родители. Теплым взглядом и доброй улыбкой встречают педагоги своих подопечных каждое утро. Ведь от этого во многом зависит продуктивность дня.

— Эмоциональная сфера у наших воспитанников более сохранна, чем остальные, — отмечает директор учреждения Маргарита Юнаш. — Часто они не могут выразить мысли словами, но ощущают мир на каком-то другом уровне. С нашей стороны не должно быть места формализму и равнодушию: особенные дети чувствуют особенно.

Завтрак.

Прием пищи здесь можно считать началом занятий. Иной раз «новички» специального учебного заведения с трудом осваивают умение держать ложку, для других даже при большом желании оно физически непостижимо. Согласитесь, наши трудности и проблемы — ничто по сравнению с тем, что приходится переносить этим маленьким людям изо дня в день, без ропота и жалоб.

Время занятий.

Из 31 воспитанника учреждения 11 имеют инвалидность. 13 дошколят получают только коррекционно-педагогическую помощь. Это значит, что они приходят лишь на занятия и находятся здесь временно, позже, как правило, они обучаются по общеобразовательной программе. Остальные 18 ребят обучаются и воспитываются в двух стационарных группах: дошкольной и школьной, пятеро из них по разным причинам занимаются на дому.

коррекц центр2

Достаточно трудно на протяжении занятия удержать внимание ребенка с нарушением развития. Но педагоги стараются, постоянно чередуют виды деятельности. Если воспитанник устал и хочет отдохнуть, никто ему препятствовать не станет: найдется время и для дела, и для потехи. Надо отметить, что здесь каждый дошкольник или ученик работает по индивидуальной программе. Есть, конечно, и групповые занятия, но в большинстве — тет-а-тет с педагогом или воспитателем. Здесь нет предметов «русский язык», «математика»… У дошкольников это «коммуникация», «самообслу-живание», у школьников, на-пример, «элементы развития грамоты и развитие речи», «элементы арифметики»… На территории ЦКРОиР находится теплица, где ребята знакомятся с азами сельскохозяйственного труда. Кабинет социально-бытовой ориентировки — имитация домашней кухни с электроприборами — для обучения приготовлению пищи и самообслуживанию. Проводятся занятия по адаптивной физкультуре — используются различные тренажеры, спортивные снаряды.

— Наши достижения кому-то могут показаться примитивными. Но когда ребенок произносит свои первые слова, преодолевает трудности произношения отдельных звуков, научился различать цвета и формы, вывески магазина, аптеки, автовокзала, смог самостоятельно сходить в туалет или покушать, мы безумно рады, — делятся сотрудники Центра.

Обед.

Вкусные и сбалансированные блюда для воспитанников Центра готовят повара яслей-сада №2. С этим учреждением с начала своего существования ЦКРОиР соседствует в одном здании. Это не мешает, а даже, наоборот, позволяет использовать данное положение в воспитательных целях дошколят. Малыши с раннего возраста должны принимать людей с ограниченными возможностями на равных, быть им поддержкой, учиться помощи ближнему и милосердию. Сегодня часто говорят об инклюзии. Ее основой является включение людей (детей) с особенностями в развитии в жизнь общества. Поэтому здесь проводятся совместные спортивные и культурные мероприятия, которые доставляют радость воспитанникам Центра, дают им возможность почувствовать свою значимость, поверить в свои силы.

IMG_8724

Отдых.

У особенных малышей, как и у обычных деток, режим дня отличается от школьников: раньше заканчиваются занятия, обязательны прогулки и сон. У их старших друзей есть занятия и после обеда.

С радостью домой!

В 17.00 ребята с первого маршрута отправляются к своим родным и близким. Второй рейс не задержится.

Доверьтесь специалистам

— Особенным детям нужна адаптивная образовательная среда, призванная сделать их более самостоятельными, приспособленными к жизни, — поясняет Маргарита Казимировна. — Наши воспитанники нередко имеют несколько проблем сразу. Нарушение опорно-двигательного аппарата, к примеру, сопровождается нарушением интеллектуального развития, зрения или слуха.

С учетом этого в Центре максимально комфортные условия для обучения и реабилитации детей-инвалидов: каждая деталь интерьера создана умелыми руками сотрудников, проникнута заботой. За 14 лет многое изменилось здесь, практически неизменным остался сплоченный дружный коллектив.

Работают в Центре с детками от рождения до 18 лет. Очевидно, что чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее она может быть. Ребятишки до 3 лет получают здесь раннюю комплексную помощь. Совместно с врачами Вороновской ЦРБ составлен план по раннему выявлению детей с особенностями в разитии. Ежеквартально из поликлиники в Центр поступают сведения о детках с отклонениями в развитии. Далее — звонок родителям. И только с их согласия специалисты приступают к работе с такими детками. Психолого-медико-педагогическая комиссия решает, в какой помощи ребенок нуждается и где она будет оказываться: в Центре, в семье либо обучение будет осуществляться на дому. Дети с особенностями психофизического развития после трех лет проходят один и тот же маршрут. Только поступают они на комиссию по-разному: обращаются родители, учреждения образования дают заявку. Коллегиально определяется индивидуальный образовательный маршрут ребенка. Чаще всего в Центр зачисляются ребята с тяжелыми множественными нарушениями, те, кто не может получить помощь по месту жительства. Иные в зависимости от степени нарушений занимаются в интегрированных классах и группах в общеобразовательных учреждениях, с легкими речевыми отклонениями — с 4 лет в пунктах коррекционно-педагогической помощи, к слову, таких в районе 16.

IMG_8721 IMG_8713 11111121

Вместе легче

Сотрудники Центра, их воспитанники, родители — одна семья, где все проблемы, маленькие успехи и победы общие. Проверено, так преодолевать трудности легче. Важно не раствориться в собственном горе. Научиться жить дальше, сохранить себя и семью.

Галина ШЛЕМПО.

Фото автора.

DSCI1034 DSCI1030