Полвека посвятила школе
Вчера, 20 октября, искренние слова поздравлений с 85-летием от родных, бывших коллег и учеников принимала заслуженный учитель БССР, в прошлом заместитель директора по учебной работе Беняконской школы, специалист отдела образования Прасковья Эммануиловна Рыжкова.
Многогранный нелегкий учительский труд она выбрала по зову сердца. Поскольку была в ладу с точными науками, предпочтение отдала математике. Поступила в Витебский педагогический институт, который был поближе к дому. Ее малая родина — деревня Суйково — всего в семи километрах от Витебска. Немногим больше было расстояние и к первому рабочему месту, куда ее направили по распределению. В Мазоловской средней школе молодого специалиста тепло встретили коллеги. Прасковья Эммануиловна быстро нашла общий язык с учениками и их родителями. Возможно, если бы не судьбоносная встреча с будущим супругом Афанасием Федоровичем, она и не покинула бы Витебщину. Но выпускника Минского медицинского института распределили в Бенякони. И молодая жена отправилась вслед за мужем.
— Приехав в незнакомую местность, трудностей не испытывала. Нам здесь сразу же выделили жилье, муж возглавил больницу, — вспоминает женщина. — Знаете, было ощущение, что это мое, родное. Будто я окончила Беняконскую школу, ненадолго уезжала отсюда, а потом вернулась домой.
Потекли учебные будни… Школьная жизнь, по словам Прасковьи Эммануиловны, была ин-тересной, насыщенной. Дружный педагогический коллектив справлялся с любыми поставленными задачами. Немало пришлось потрудиться, когда переез-жали из старого здания школы в новое.
— У нас не было разделений: это дело дирек-тора, это завуча, а это учителей, — говорит собеседница. — Все делали сообща. Оно так и должно быть, иначе ничего не получится ни в воспитании детей, ни в поддержании порядка в школе.
П.Э. Рыжкова любила свою работу, полвека отдала ученикам. Не одно поколение беняконцев с уважением вспоминает о своем строгом, но справедливом педагоге. Говорят, настоящий учитель это не тот, кто учит, а у кого учатся. От Прасковьи Эммануиловны знания черпали не только школьники, но и коллеги. За профессиональными советами к ней обращались и как к завучу школы, и как к специалисту отдела образования.
— Я счастливый человек, — уверена женщина. — У меня все складывалось замечательно на работе, в семье. Мои трое детей учились хорошо. Правда, далеко уехали от родного дома. Старшая Светлана обосновалась в Архангельске, средний Леонид — в городе у Азовского моря. Чуть ближе всех младшая Аня — живет в Новополоцке. Но что для родных людей расстояние? Оно компенсируется приездами, теплыми телефонными звонками детей, добрыми словами от семи внуков и двух правнуков.
А в минуты ностальгии Прасковья Эммануиловна идет в школу, где прожито и пройдено немало. Анализирует, сравнивает: как было и как стало, и… вспоминает. Многоголосое дружное «здравствуйте» всегда зажигает на ее лице улыбку:
— Для учителя самое важное, чтобы его не забывали. Ведь он живет, пока не угасает память о нем в сердцах бывших учеников.
Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.