На Гродненщине работала единственная в Беларуси Школа молодого педагога
За новыми знаниями
Звонков здесь не дают, однако и без них новоиспеченные ученики на уроки ходят прилежно, потому что каждое занятие – это всегда что-то новое и неизменно интересное. Эвристические беседы, тренинги, лекции-визуализации, лекции-диалоги, игровое проектирование, мастер-классы – их сложно назвать уроками в привычном понимании, однако и занятия в школах могут проходить в такой форме. Как применять новейшие разработки, нестандартные методики в педагогике, увлечь детей – этому и многому другому учатся у опытных коллег начинающие педагоги со всей Гродненщины.
– В области выработана система работы с молодыми специалистами. Когда педагог приходит в школу, его курирует более опытный наставник, завуч, помогает быстрее адаптироваться к профессиональной деятельности. Организуются методические мероприятия, серии открытых уроков для молодых, работают методобъединения, – рассказала начальник отдела общего среднего и дошкольного образования управления образования облисполкома Светлана Ковалевская. – Идея создания областной школы для молодых специалистов возникла в 2014 году, когда наиболее остро стоял вопрос оттока педагогических кадров из системы образования и низкой закрепляемости молодых специалистов.
Проведение Школы молодого педагога инициировали управление образования облисполкома, областной клуб «Хрустальный журавль», областные организация профсоюза работников образования и науки и Институт развития образования. И тем самым сделали еще один шаг, чтобы поддержать тех, кто только начинает свою профессиональную деятельность.
Этим летом в Школе молодого педагога «Призвание – педагог» на базе Поречской санаторной школы-интерната Гродненского района немногим более полусотни учителей, на время ставших учениками. Креативных, заинтересованных в профессиональном росте.
– Я полностью вижу себя в профессии учителя. Еще в технологическом колледже, когда общался с педагогами, понял, что тоже хочу давать знания детям. Поэтому после его окончания поступил в ГрГУ имени Янки Купалы, – рассказал учитель математики гродненской СШ №26 Эдуард Олешкевич. – За время работы накопилось немало вопросов. В будущем я, скорее всего, буду классным руководителем, поэтому полезной была тема работы с детьми из семей, которые находятся в социально опасном положении. Познакомился с новыми для меня и интересными методиками проведения уроков. Например, учитель истории Виктор Жук из Молодечно, победивший несколько лет назад в республиканском конкурсе «Учитель года», показывал, как можно применять методику критического мышления. Думаю, смогу использовать ее на уроках.
Под крылом «хрустального журавля»
Одна из изюминок Школы молодого педагога в том, что работают с юными коллегами не просто более опытные, а лучшие учителя Беларуси – победители республиканского конкурса профессионального мастерства «Учитель года», члены клуба «Хрустальный журавль», а также преподаватели Института развития образования.
– Это работа на перспективу. Хорошо, когда есть молодые педагоги, которым можно передать наш опыт, знания, авторские разработки и которые готовы это принять. Летняя школа – как раз такая платформа для общения, – поделилась председатель республиканского клуба «Хрустальный журавль», учитель биологии квалификационной категории учитель-методист гимназии г. Сморгони Ирина Клевец. –Начинающие учителя готовы впитывать знания, экспериментировать, пробовать новое, они открытые, креативные, творческие. В рамках нынешней Школы молодого педагога занятия проводят 12 членов клуба «Хрустальный журавль» со всех регионов Беларуси.
Занятия в школе проходят по самым разным темам: организация работы в группах, современные подходы к проектированию и проведению занятия, перевернутые уроки, интерактивные методы обучения и многое другое. Максим Микулич, учитель физкультуры из Осиповичского района, на своих уроках активно использует разработку преподавателя ГрГУ имени Янки Купалы Виталия Храмова по обучению игровым видам спорта. И даже пошел дальше: снимает уроки на видео, а потом дает ребятам возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть ошибки в отдельных движениях. Коллегам он презентовал и свою авторскую разработку – программу «Секундомер», которая выставляет отметки с учетом нормативов.
– Интересными были занятия по тайм-менеджменту педагога: как планировать свой день и все успевать, находить время для семьи и работы. Запомнились занятия по эвристическому обучению, – рассказала учитель начальных классов Вороновской СШ Марта Толочко.
Для участников школы организованы экскурсии, предусмотрена насыщенная развлекательная программа. Прошла встреча с участием представителей отраслевого профсоюза.
Гродненские ноу-хау
Школа молодого педагога объединяет в основном учителей Гродненщины, но традиционно приезжает несколько человек из других областей. Как рассказали в управлении образования, весной во время проведения еще одного знакового и масштабного мероприятия – фестиваля молодых педагогов – летней школой заинтересовались участвовавшие в фестивале делегации из Молдовы и Смоленской области. Возможно, уже в будущем году летняя школа станет международной.
Если говорить в целом о поддержке молодых специалистов и повышении престижа профессии учителя, среди инициатив Гродненщины можно назвать не только фестиваль и летнюю школу. Несколько лет назад именно в нашей области разработали программу факультативных занятий «Профессия – педагог» и начали открывать педагогические классы, чтобы привлечь на педспециальности вузов мотивированных детей. Позже на республиканском уровне, исходя из опыта Принеманья, была разработана программа факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию», которая рекомендована Минобразования и используется в профильных педагогических классах.
Также в области создана Виртуальная книга почета молодых специалистов, которая размещена на сайтах управления образования и Института развития образования. Вскоре она вновь будет дополнена именами молодых педагогов, которые уже успели проявить себя в профессиональной деятельности.
КОМПЕТЕНТНО
Вера Гришечко, председатель областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки:
– Очень важно, чтобы педагоги знали свои обязанности и права, на что они могут рассчитывать: льготы, поддержка со стороны нанимателя и профсоюзной организации. Например, с 1 января этого года принято постановление, согласно которому молодым специалистам в течение трех лет, а не двух, как это было раньше, дополнительно к зарплате ежемесячно выплачивается ставка первого тарифного разряда. Но право на такую доплату имеют только те, кто остался трудиться по первому месту работы.
СТОИТ ПОЧИТАТЬ:
Республиканский фестиваль педагогических идей «Призвание – педагог» прошел в Гродно и собрал около двухсот участников со всей Беларуси
Учителем года Гродненщины стала педагог из Волковыска