Все могло бы быть по-другому…

Знай наших! 21 июля 17 1797
Все могло бы быть по-другому…
в костюме 1

У мастера спорта международного класса Алеси Мокрицкой в личной копилке много достижений. Она — многократный бронзовый и двукратный серебряный призер этапов Кубка мира по фехтованию на инвалидных колясках, двукратный бронзовый призер чемпионата Европы, участница Паралимпийских игр 2012 года в Лондоне и 2016 года в Рио-де-Жанейро.

Но большой спорт не входил в ее планы. Она росла в Бастунах, собиралась стать учителем музыки, поступив в Гродненский педагогический колледж. На четвертом курсе попала в ДТП, повредила позвоночник. Травма изменила ее жизнь. «И сделала несчастной», — домыслит читатель. Нет. Трагедия не сломала эту сильную духом и обаятельную девушку, хоть и испытала болью, отчаянием, несбывшимися надеждами. Сегодня Алеся успешна, полна оптимизма и ценит жизнь такой, какая она есть.

— Алеся, твоя дорога к славе оказалась очень непростой, если не сказать больше. Как говорится, через тернии — к звездам.

— Никогда не думала, что попаду в большой спорт. А у ж тем более — в паралимпийский. После травмы в 2004 году мне хотелось быстрее встать на ноги и продолжить активную жизнь. Я лечилась, ездила по больницам и реабилитационным центрам и надеялась. Мне же было всего 18…

— Кто помогал привыкать к новой жизни?

— Родные поддерживали меня. Им было тяжело, но они не показывали вида. Мои родители, сестра и сейчас со мной и в трудные, и в радостные минуты. В моей жизни вовремя появилась тренер Марина Мантуровна Григорян. Благодаря ее настойчивости я занялась спортом, переехала в столицу. Первое время, пока не получила социальное жилье в Минске, даже жила у нее в квартире. К победам до сих пор идем вместе.

Алеся с тренером

— Колледж удалось закон-чить?

— После травмы брала на три года академический отпуск. К своим одногруппникам не вернулась, они к тому времени уже получили дипломы. Руководство колледжа пошло мне на встречу, разрешило закончить экстерном. Глядя на меня, преподаватели еле сдерживали слезы. Но не позволяли себе слабостей, так как с моего лица никогда не сходила улыбка. Как могла, показывала, что я сильная, что все хорошо…

— Но ведь, действительно, в твоей жизни все потихоньку налаживалось…

— Да. После того как сделала сложный выбор между возможностью ходить и спортом. Все три года лечения после каждой операции я жила надеждой. Но с другой стороны я понимала, что ходить так, как прежде, уже не смогу. Мне постоянно нужна будет чья-то помощь. Это означало остаться в родительском доме. Но возвращаться в Бастуны мне не хотелось, там все напоминало о прежней жизни. Поэтому я решилась попробовать себя в фехтовании на колясках. И ни разу об этом не пожалела.

— Фехтование — это поединок с холодным оружием в руках. Какие бойцовские качества важны в этом виде?   

— Это один из самых сложных видов спорта. И самых интересных. Здесь не столько дело в физической силе, сколько в легкости движений, сноровке, умении увернуться от соперника, предугадать, обыграть его. Это на самом деле очень непросто. Но дает столько эмоций! Не могу передать словами чувства, которые испытываешь при нанесении решающего укола...

— Рапиры и шпаги травмо-опасны…

— От ударов, ушибов, ссадин защищает экипировка, в которой есть маска и защитный нагрудник. Но травмы случаются в любом виде спорта. У фехтовальщиков на колясках большая и основная нагрузка идет на руки, локти и кисти. Я получила травму руки (разрыв связки) на Паралимпиаде в Лондоне в 2012 году. Понадобилась операция, потом полгода реабилитации. И вперед, снова в бой! Опасаюсь, конечно, получения новой травмы. Но приходится рисковать. Без спорта я уже не смогу! Он для меня больше, чем увлечение. Это мой образ жизни.

— И хорошая возможность познавать мир?

— За 10 лет, что я в спорте, много где удалось побывать. Правда, все знакомства с новыми странами начинаются со спортзала и гостиницы. Но после спаррингов, выступлений, когда напряжение и физические нагрузки спадают, появляется свободное время. Начинаешь замечать все вокруг, знакомиться со страной, ее достопримечательностями.

— Впечатления не омрачают высокие бордюры, пороги и другие препятствия?

— На улицах европейских городов колясочники — полноценные участники движения. Там все приспособлено для этого: тротуары, городской транспорт, даже подъезд к морю. У нас с безбаръерной средой сложнее. Даже в Минске не везде можно попасть. Но по своим основным маршрутам я свободно передвигаюсь. Девять лет назад отучилась в специальной школе в г. Вилейка и получила водительские права. Вожу автомобиль. Это упрощает жизнь, так как обхожусь без общественного транспорта.

— А в остальном чья-то по-мощь тебе нужна?

— В быту я самостоятельна. У меня обыкновенная квартира без поручней и всяких приспособлений. Просто больше по площади для удобства передвижения на коляске. Справляюсь со всем сама. Есть, конечно, вещи, которые я не могу сделать, — помыть окна или поменять лампочку (с улыбкой). Но у меня же есть мои родные, друзья. Живу, как все: работа, домашние дела, встречи и прогулки с друзьями, занятия в тренажерном зале.

Алеся рио

— Много приходится тренироваться?

— Да. Перед стартами по 5-6 дней в неделю. Тренировки включают и обязательное посе-щение бассейна. Вообще, много времени провожу на тренировках и сборах. Еще и учусь заочно на 4-м курсе Белорусского государственного университета физической культуры, осваиваю специальность «Менеджмент спорта и туризма». Работаю.

— Работа тоже со спортом связана?

— Сейчас да. Работаю спортсменом-инструктором в Центре паралимпийской и дефолимпийской подготовки Министерства спорта и туризма. До этого пять лет была специалистом по работе с клиентами в одном из салонов компании МТС.

— Учеба, работа, тренировки, соревнования. Очень динамич-ный ритм.

— Мне нравится движение, этим я живу. Скучать в одиночестве уж точно не приходится.

— Этим летом в твою копилку побед добавилось «серебро» на этапе Кубка мира, который проходил в Польше. Какие старты впереди?

— В ноябре пройдут главные состязания года — чемпионат мира в Риме. Сейчас я в отпуске после успешного июньского выступления в Польше. Потом нагрузки возрастут.

— Несмотря на все пережитое, родители могут тобой гордиться. Особенно папа Ярослав Янович, для которого спорт — это хобби, профессия и, вообще, дело всей жизни.

— О, да! В школьные годы и я занималась волейболом: училась ведь в Бастунской школе. Да еще и тренером моим был папа! Мне и сейчас этот вид спорта очень нравится. Жаль, что на колясках играть нет возможности. Очень долгое время после травмы мне снилось, что играю в волейбол, но все никак не могу подать подачу.

Алеся с друзьями

— Алеся, в твоей жизни все могло быть по-другому…

— Как бы странно это не звучало, но мне трудно сейчас представить свою жизнь другой. Конечно, в ней все могло быть намного хуже или, наоборот, намного лучше. Но инвалидная коляска — не приговор. Это жизнь, другая жизнь… В которой очень многое зависит от нас самих.  По-моему, верны мудрые слова индийского духовного лидера Ошо: «Падать — часть жизни, подниматься на ноги — ее проживание, быть живым — это подарок, а быть счастливым — это наш выбор!»

Ольга ВОРОБЬЕВА.

Фото из личного архива Алеси Мокрицкой.

Справочно:


в паралимпийском фехтовании, в отличие от классического, бой ведется в статичном положении: инвалидные коляски зафиксированы специальными конструкциями на одном месте. Правила запрещают приподниматься в кресле или отрывать ноги от подножки. Через одежду фехтовальщика проходит электрическая схема, связанная с регистрирующим аппаратом проводной или беспроводной системой. Он подает сигнал судье, как только происходит касание соперника шпагой (рапирой). Для этого спортсменам надо приложить усилие в 500-750 граммов. Одно очко — один укол (удар). По истечении времени победителем боя считается тот, кто набрал больше очков.

 

Марина Григорян, главный тренер национальной команды Беларуси по инвалидному спорту:

— В 2006 году я приехала в республиканскую больницу медицинской реабилитации в поисках людей с ограниченной двигательной активностью, желающих заняться спортом. Заведующий отделением порекомендовал пообщаться с девушкой из Гродненской области. Вошла в палату и опешила: юная, красивая, фактурная! Мы познакомились, я расспросила ее о травме. Меня в Алесе сразу же привлекли непосредственность, легкость в общении. Было такое впечатление, что я ее уже знала. Предложила заняться фехтованием на колясках. Интереса она не проявила, но согласилась попробовать. Для первых тренировок я ездила к ней в Аксаковщину, где находится больница. Потом она выписалась, уехала в Бастуны. Я знала, что ей предстоит еще одна операция. После мы снова встретились в НИИ травмотологии. В палате с Алесей была мама. Поговорила с ней о занятиях дочери спортом, о ее перспективах. Маму очень беспокоило отсутствие жилья в столице. Предложила пожить первое время у меня, пока разберется, нужен ей спорт или нет. Оказалось, что нужен! Потом убедила родителей, что Алесе надо перебираться в Минск. У них было много сомнений, но надо отдать им должное. Молодцы, не побоялись отпустить дочь из-под своей опеки. В 2008-м Алеся получила в Минске жилье, научилась водить машину, устроилась на работу. И это все при активных занятиях спортом. Довольно быстро зарекомендовала себя на международной арене.

Спортивных успехов она достигает благодаря трудолюбию, целеустрем-ленности, поддержке родных и друзей. А еще помогает вера в тренера и умение вовремя услышать, включиться, при этом иногда превозмогая себя.