Минтруда прокомментировало вопросы страхового стажа для назначения трудовой пенсии

Актуально 13 июля 17 1570
Минтруда прокомментировало вопросы страхового стажа для назначения трудовой пенсии
33ee777b5c59741010dcfe9722fb6c4e

Министерство труда и социальной защиты прокомментировало вопросы страхового стажа (стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование) для назначения трудовой пенсии по возрасту и снижении этого стажа с учетом норм указа от 29 июня 2017 года №233 "О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан". 

Указом №233 предусмотрено снижение до 10 лет страхового стажа (работы с уплатой взносов) гражданам, которые не отработали требуемого страхового стажа (от 16 лет в 2017 до 25 лет в 2025 году), поскольку длительно занимались другой деятельностью, учитываемой в пенсионных отношениях: например, ухаживали за малолетним ребенком, учились на дневном отделении, проходили военную службу, ухаживали за нетрудоспособным. Полный перечень таких периодов деятельности содержится в части второй статьи 51 закона "О пенсионном обеспечении".

Иная деятельность граждан для целей пенсионного обеспечения не учитывается. Например, право на трудовую пенсию никогда не предоставлялось и не может предоставляться за ведение собственного домашнего хозяйства.

Таким образом, если необходимый страховой стаж не сформирован по причине длительного осуществления деятельности, перечисленной в части второй статьи 51 закона, пенсия по возрасту может назначаться при общем стаже не менее 35 лет у женщины, 40 лет - у мужчины, из которых только 10 лет приходится на работу с уплатой взносов.

Подходы к исчислению страхового стажа с принятием указа не изменились: это только периоды работы (предпринимательской, творческой деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов.

Что касается ухода за малолетним ребенком, то согласно пункту "в" статьи 51 в стаж включаются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности). Наличие данной нормы не означает, что каждой маме в обязательном порядке стаж увеличивается на три года за каждого ребенка. При исчислении стажа учитывается, работает ли мама на дату рождения ребенка, а также даты рождения последующих детей.

Если мама на дату рождения ребенка состоит в трудовых отношениях, в стаж включается ее работа до и после отпуска по уходу за ребенком (как стаж работы с уплатой взносов), а также непосредственно сам отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, так называемый декретный отпуск (как период ухода за ребенком) - на основании приказов нанимателя о начале и окончании отпуска. Если мама вышла на работу досрочно (до окончания отпуска), время ухода за ребенком также считается до выхода на работу.

Если мама на дату рождения ребенка не работает, в стаж включается время ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста (по свидетельству о рождении). Если мама трудоустроилась раньше достижения ребенком возраста трех лет, время ухода также включается в стаж до ее выхода на работу.

То есть совпадающие по времени периоды (работы и/или ухода) учитываются при исчислении стажа только один раз. Это актуально и для случаев, когда уход осуществлялся одновременно за несколькими детьми, которые рождались с интервалом менее трех лет. Например, при рождении двойни совпадающие по времени периоды ухода за двумя детьми будут засчитаны в стаж в календарном порядке только один раз - как уход за одним ребенком.

Максимальная продолжительность включаемых в стаж периодов ухода и для работающих мам (в виде отпусков по уходу), и для неработающих мам - девять лет, независимо от количества детей. В многодетных семьях, как правило, дети рождаются без значительных перерывов между рождениями. Поэтому максимальный девятилетний период может охватывать время ухода мамы за четвертым, пятым и даже последующими детьми.

В равной степени это относится и к включению в стаж времени ухода работающей мамы за детьми, рожденными до 1990 года. Трехлетний отпуск по уходу за ребенком стал предоставляться только с 1 декабря 1989 года, в 1982-1989 годах он составлял полтора года, а до 1982 года был еще меньше. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
 

Минтруда прокомментировало изменения в пенсионное обеспечение отдельных категорий гражданhttp://grodnonews.by/category/ekonomika/news34636.html 
 


БелТА