Механизм адресного государственного субсидирования в жилищном строительстве вводят в Беларуси

Актуально 12 июля 17 1187
Механизм адресного государственного субсидирования в жилищном строительстве вводят в Беларуси
91adbfad41cd3d8fe2905d460161636d

В Беларуси вводится адресное государственное субсидирование в жилищном строительстве. Это предусмотрено указом №240 «О государственной поддержке граждан при строительстве (реконструкции) жилых помещений», который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 4 июля. В дополнение к действующей системе льготного кредитования жилищного строительства вводится новый вид государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, – государственные адресные субсидии. 

На брифинге начальник управления жилищной политики Министерства архитектуры и строительства Александр Горваль рассказал, на каких условиях будут предоставляться государственные субсидии, кто может стать получателем этой адресной помощи, какой разработан механизм предоставления адресного субсидирования и др.
 

БОЛЬШЕ СЕМЬЯ – БОЛЬШЕ ПОМОЩЬ 

Размер адресных субсидий на строительство жилья будет меняться при изменении состава семьи. 

Условиями предоставления такой государственной поддержки являются очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных. 
Механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства. 
– Субсидия будет выплачиваться ежемесячно в период кредитования. При изменении состава семьи ее размер будет изменяться, – пояснил Александр Горваль. – Меняется состав семьи – пересчитывается базовая стоимость кредита, вносятся изменения в решение исполкома и изменяется размер субсидии. 
Поскольку размер субсидии зависит от ставки рефинансирования, то он также будет меняться в процессе платежей в соответствии с информацией Нацбанка об изменении ставки рефинансирования (будет производиться пересчет). 
Что касается механизма финансирования, то субсидии централизованно формируются при утверждении бюджета на очередной финансовый год, определяется их объем, цифры доводятся до областей и Минска, Минфин перечисляет эти субсидии в бюджеты регионов и столицы, потом деньги распределяются по районам и городам, а исполкомы принимают решение о выделении субсидий льготникам для строительства. Затем сведения о размере субсидий централизуются на уровне регионов, и производится начисление персонально на каждого человека. Деньги отдаются не банку, а поступают конкретному гражданину, подчеркнул Александр Горваль. 

В БАНК ПО ВКУСУ 

На адресное субсидирование в жилищном строительстве предусмотрено около 135 миллионов рублей. 

– Под указ на сегодняшний день оценочно определено на этот год 135 миллионов рублей. Из этой суммы 60 миллионов рублей – средства Беларусбанка, 75 миллионов рублей – Белагропромбанка, – проинформировал Александр Горваль. Эти банки первыми приступят к реализации указа. Далее к ним подключатся коммерческие банки. Пока они только присматриваются к процессу, отметил эксперт. 
– Будет сформирован перечень коммерческих банков, которые изъявят желание работать в этой системе. Этот перечень необходим, чтобы люди знали, к кому обратиться, если у них есть право на льготы в виде субсидий, – пояснил он. 
При этом каждый банк будет сам определять условия выдачи субсидий. 
 В каких-то из них будут учитывать совокупный доход семьи, в каких-то нет, где-то первоначальный взнос будет обязательным, а где-то необязательным. Каждый банк решает это самостоятельно, – отметил Александр Горваль. – Однако новый механизм является стимулом для конкуренции: если ты хочешь участвовать в этой системе, значит, должен предложить лучшие условия для гражданина, тогда к тебе пойдут. 
Александр Горваль добавил, что объем финансирования в 135  миллионов рублей пойдет на строительство примерно 4 тысяч квартир. 
– В текущем году этот объем не может быть освоен в той части, где кредиты пойдут только на новое жилье, – сказал он. – Речь о том, чтобы часть ресурсов в виде субсидий передавать на уже строящиеся объекты. 

СТРОГО ПО ОЧЕРЕДИ 

Адресные субсидии на строительство жилья будут выделять строго по очереди. 


Представитель Минстройархитектуры рассказал о схеме работы нового механизма. Гражданин, имеющий право на получение государственной поддержки в соответствии с указом №13, при подходе его очереди оповещается об этом исполкомом либо органом государственного управления (имеются в виду силовые структуры, где человек состоит на учете). Если есть желание, очередник подает заявление в исполком о выделении ему субсидии, исполком ее начисляет. Гражданин, зная размер государственной помощи на период кредитования (15-20 лет, исходя из условий банков), обращается в банк, заключает с ним договор на кредитование, представляет этот договор в исполком, который и производит начисление расчетной субсидии для конкретного человека. В настоящее время готовится перечень объектов жилищного строительства, которые будут финансироваться с привлечением адресных субсидий. 
– У человека есть выбор: согласиться на условия, прописанные в указе №240, или ожидать реализации своих прав на господдержку по указу №13, – подчеркнул представитель Минстройархитектуры. 

ОБЪЕМ КРЕДИТОВАНИЯ ВЫРАСТЕТ 

Введение государственных адресных субсидий позволит снизить затраты бюджета на строительство жилья. 

– Государство будет привлекать не только прямые бюджетные ресурсы на поддержку жилищного строительства, но и ресурсы банковской системы, – сказал Александр Горваль. – Новый механизм позволит увеличить объем кредитования жилищного строительства, при этом уменьшить затраты бюджета. 
По его словам, компенсация будет производиться не так, как сейчас по указу №13 (выплачивается Беларусбанку из бюджета), а будет осуществляться адресно для каждого гражданина, имеющего право на льготу. 
– Льготы, предусмотренные указом №240, – менее обременительные для бюджета, чем по указу №13, – пояснил представитель Минстройархитектуры. – Причем право на получение адресной субсидии имеют только льготники из категорий, прописанных в указе №13. 
Александр Горваль отметил, что кредит для этих льготных категорий обойдется несколько дороже для граждан, чем по указу №13. Так, семья из трех человек (60 квадратных метров по 660 рублей за квадратный метр) под кредит 35 тысяч рублей должна уплачивать по указу №13 224 рубля ежемесячно, а по указу №240 ежемесячный платеж составит 347 рублей, для семьи из четырех человек – соответственно 298 и 463 рубля, для многодетных семей с тремя детьми – 45 рублей и 80 рублей, для многодетных семей, в которых воспитываются четверо детей и более, сохраняется полное погашение основного долга и процентов по кредиту.
Таким образом, дополнительно привлекаются средства граждан. Но, по нашему мнению, это подъемные для семей средства – их посильно выплачивать, чтобы улучшить свои жилищные условия, – считает представитель Минстройархитектуры. 

ИМЕЮ ЛИ Я ПРАВО? 

В среднем по Беларуси около 30 процентов от общего количества состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий могут претендовать на получение адресных субсидий. 


Указом №240 определено, что субсидии будут выплачиваться тем гражданам, которые относятся к категориям, указанным в указе №13 по пунктам 1.1. и 1.2 . Это 16 категорий, которые имеют право на льготный кредит, из них девять категорий, которые имеют право на первоочередное получение льготного кредита. 
 Этот же принцип будет действовать и при реализации указа №240, – пояснил Александр Горваль. – В стране этих людей порядка 30 процентов от общего количества состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. А всего на учете состоит около 700 тысяч человек, среди них примерно 350 тысяч – это молодые семьи, 30,5 тысячи – многодетные, 29 тысяч – дети-сироты. В Минске на очереди состоит около 230–240 тысяч человек. 
Количество людей, которые могут получить адресные субсидии, разнится в зависимости от региона. 
– В столице, учитывая более высокий уровень дохода, около 15 процентов очередников имеют право на господдержку, в регионах это 30–40 процентов, в сельских населенных пунктах – еще больше, – пояснил специалист. 
Адресные субсидии будут выделяться как на строительство жилья в многоквартирных жилых домах, так и на индивидуальное жилищное строительство. 
Если подошла очередь, гражданин обращается в банк, заключает договор на кредитование. Данные предоставляются в исполком, где производят начисление расчетной субсидии для этого гражданина в погашение кредита. Договор заключается на ставку банка. 
– Если условно в банке 20 процентов, значит, договор заключается под 20 процентов. А уже расчетно определяется тот объем субсидий, которые будут человеку начисляться, – подчеркнул Александр Горваль. 
Размер адресных субсидий будет зависеть от ставки рефинансирования. В случае предоставления субсидий на уплату процентов многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, они будут предоставляться в размере ставки рефинансирования плюс 2 процента, многодетным семьям, имеющим четверых детей и более, – ставки рефинансирования плюс 3 процента, многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет (если они учатся, совместно проживают), – ставки рефинансирования плюс 2 процента. Иным гражданам, которые имеют право на господдержку, это ставка рефинансирования минус 2 процента. 
Отдельные категории граждан будут получать субсидии и на погашение основного долга. Так, семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей, будут погашать 90 процентов основного долга, при наличии четверых детей – 100 процентов. 
– Молодым семьям при рождении, усыновлении, удочерении первого ребенка – это 10 процентов от суммы основного долга, если появляется второй ребенок – 20 процентов, – проинформировал Александр Горваль. – Всем остальным гражданам, которые имеют на это право, – это 35 процентов от суммы основного долга. К последним категориям относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. 
Как сообщалось, механизм предоставления государственных субсидий разработан с учетом максимального сохранения принципов действующей системы государственной поддержки жилищного строительства: сумма государственной поддержки будет рассчитываться исходя из количества членов семьи, нормируемых размеров жилого помещения и предельного норматива стоимости строительства. Условиями предоставления такой государственной поддержки будут очередность получения и отнесение граждан к категории малообеспеченных. 

* * *
 

Указ №240 вступит в силу через месяц после официального опубликования – 6 августа. Совет Министров утвердит постановление по реализации норм данного указа. В настоящий момент проект постановления проходит согласование. Дорабатывается план мероприятий по реализации указа. Кроме того, будет скорректирован ряд нормативно-правовых актов. Среди них – кодексы о семье и браке, об административных правонарушениях, о земле, жилищный и налоговый кодексы, а также законы о ветеранах, о статусе героев, указы №498, №667, №195, №13, №263 и другие, а также постановления правительства. 
– Изменения нормативно-правовой базы планируется произвести в течение четырех месяцев. Это нужно, чтобы указ полноценно функционировал, – добавил эксперт. 
 


Фото из архива «ГП»

По материалам БелТА