Таинство Исповеди

Духовность 23 мая 17 1650
Таинство Исповеди
 

свет правосл1


Исповедь — таинство примирения с Богом. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы, объяснил во время нашего разговора настоятель храма Святого благоверного великого князя Александра Невского иерей Игорь Волошин.

Как подготовить ребенка к исповеди?

Это очень важное событие в жизни семьи. Подготовка ребенка должна вестись постоянно. Это беседы о плохих поступках, совести, о том, что ребенок должен уметь просить прощения. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы 7-8-летний ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Все это в его голове должно быть очевидным.

После родители должны рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства, попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком. Доступными словами сказать, что Господь всегда его любит, его поступки, мысли Он видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и исправиться. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он думал, что все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога. Нельзя пугать ребенка Богом. Такая ошибка от родительской беспомощности, нежелания потрудиться. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно, чтобы он был искренним на исповеди.

Исповедь не должна быть подробной. Желание подать списочек с записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную — грязное белье сдал, чистое получил. У ребенка не должно быть бумажек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более рукой родительской.

Как подготовиться к исповеди?

  1. Осознать свои грехи. Именно с этого и начинается покаяние. Грех — это все, что противоречит Божией воле. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

  2. Не использовать «списки грехов». Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» для осмысления грехов, которые часто не осознаются таковыми. Вот пример.


Грехи против Господа Бога:

– неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку;

– вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

– творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения — все это может быть хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

– обращение к гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

Грехи против ближнего:

– пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего;

– осуждение и обсуждение недостатков ближних;

– блудные грехи разного рода, особенно нарушение супружеской верности и противоестественные половые связи. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня «гражданский брак». Следует помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

– аборт — убийство. Следует каяться даже в том случае, если он был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например);

– присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

– ложь, особенно клевета на ближнего, распространение слухов, недержание слова.

  1. Говорить только о собственных грехах. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

  2. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по-церковному» назвать. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами. Да и священник, будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, никогда не осудит, а обрадуется обращению человека на путь праведности.

  3. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов, как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, просмотр телевизора, ношение или неношение определенной одежды и т.п. Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем ближние, согласно Евангелию, не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся на жизненном пути. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

  4. Начать менять жизнь еще до исповеди. Недостаточно признать, что совершал проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни. К слову, когда мы говорим об отказе от греха, имеются в виду, прежде всего, грехи смертные, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Что же касается грехов так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно.

  5. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете, — говорит Господь. — Каким судом судите, таким будете судимы». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны.


Не забывайте, что исповедь должна быть регулярной, происходящая не реже одного раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни.

Галина ШЛЕМПО.