Перекресток семи дорог. Председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов — о главной стройке страны, Августовском канале и эффективных инвестициях

Принёманский регион 13 февраля 17 1490
Перекресток семи дорог. Председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов — о главной стройке страны, Августовском канале и эффективных инвестициях
e2a1dc1c965568f9724bb47235b7318b

Богатая история, крепкая экономика, туристическая привлекательность — вот три главных имиджевых столпа Гродненской области. Выделить северо-западный регион страны можно по массе других моментов — четкой работе с инвестором, успешному приграничному сотрудничеству. Хотя главное богатство этого края — люди. Удивительно трудолюбивые, образованные, ценящие свое прошлое и думающие о будущем. О главных новостях и магистральных проектах региона корреспонденту «Р» в эксклюзивном интервью рассказал председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов.

Кто бросит якорь в регионе?


— Владимир Васильевич, ушедший год для страны был трудным. Не будем скрывать, экономический спад сказался на всех сферах жизни населения. Как его пережила Гродненщина?

— Действительно, 2016 год легким не назовешь. Но непростые времена учат нас видеть главное, заставляют быть гибкими и работоспособными. Скажу вам так: год прожит достойно. В прошлом году в области реализован ряд крупных инвестиционных проектов. Построен завод по переработке сыворотки и производству сывороточно-жирового концентрата в Щучине, где создано более 90 новых рабочих мест. В сфере возобновляемых источников энергии завершена реализация проекта предприятия «Гродно­энерго» по созданию ветроэнергетического парка в Новогрудском районе суммарной мощностью 9 МВт. С участием частного капитала введены в эксплуатацию две солнечные электростанции в Гродненском и одна — в Щучинском районах. Открыт транспортно-логистический центр в непосредственной близости к пункту пропуска «Брузги» на белорусско-польской границе. Там тоже было создано около 100 новых рабочих мест. Начало работу предприятие по механической сортировке отходов, где планируется создание 190 новых рабочих мест. Литовская компания построила около Лиды комплекс по производству мяса индейки. Общий объем инвестиций составил 20 млн евро. Всего не перечислишь. Область пополнилась объектами социальной инфраструктуры, сданы в эксплуатацию жилые дома для льготных категорий граждан, детские сады, дома семейного типа и многое другое.

4531b930eabec433161f9cc509d8c5cb

Владимир КРАВЦОВ во время «Дожинок» в Дятлово (2015 год).


— Вы не устаете повторять, что Гродненская область в географическом плане — выгодный регион. Удалось ли задействовать в экономике все географические преимущества?


— Находясь на перекрестке основных транспортных маршрутов, связывающих государства Евросоюза и ЕАЭС, страныЧерноморского побережья с государствами Прибалтики, мы, безусловно, должны использовать преимущества месторасположения в своих интересах. Особенно зная, что конкуренция за транзит усиливается с каждым днем. И очень дальновидно поступают представители тех деловых кругов, которые инвестируют средства в логистику. Гродненщина в этом плане очень перспективный регион. Не так давно в Сморгони бросила якорь группа компаний «Содружество», построив крупный производственно-логистический терминал. В этом городе даже появилась улица с необычным названием — Логистическая. Бизнес развивается успешно, и подтверждением этому является строительство маслоэкстракционного завода, которое планирует осуществить в Сморгони «Белагротерминал», входящий в «Содружество». В планах «Белтаможсервиса» — строительство логистического центра в «Каменном Логе» на белорусско-литовской границе.

И, конечно, очень крупными и значимыми объектами стали логистические центры в районе международных пунктов пропуска «Брузги» и «Берестовица», которые создает компания «Влате Логистик». Один из них уже сдан в эксплуатацию, другой находится на стадии проектирования. Проект реализован в срок.

41845ce5494dd44516a8f05ea317d3f1


Владимир КРАВЦОВ с митрополитом Павлом и матушкой Гавриилой.


В данный момент идет реконструкция трассы М-6. На сопредельной территории в Польше реконструируются трасса Белосток — Варшава и другие дороги. Можно предвидеть, что после завершения этих работ грузопоток через наши пункты пропуска возрастет значительно. Логистические терминалы позволят ускорить оформление и прохождение грузов через границу, что будет способствовать повышению привлекательности Гродненщины как транзитного региона. Ну и, конечно, приграничное расположение его способствует развитию въездного туризма.



Завтра  туриста


— Хорошо, что вы про это сказали. Несколько месяцев назад Гродно стал безвизовым «первопроходцем». Сколько туристов уже приехали к нам и откуда? Что больше всего их интересует в городе и на Августовском канале? Как рекламируются туристические возможности региона у соседей?


— Хотя сейчас и не туристический сезон, за три последних месяца в Гродно по этой схеме въехало уже более 3 тыс. человек из 27 государств мира. Заметно, что интерес к нашей стране с каждым днем растет, и ближе к лету мы ожидаем всплеск туристической активности. Безвизовый режим в районе Августовского канала вызвал значительный интерес со стороны прессы. Рекламная кампания возможности безвизового посещения нашей страны проводится методично. К ней мы подключили наши диппредставительства за рубежом, стараются и туроператоры. Информацию подхватили и распространяют в интернете блогеры. Кстати, некоторые из них предлагают дельные советы, как в дальнейшем подавать рекламу и что нужно сделать, чтобы облегчить безвизовым туристам саму процедуру пересечения границы. К их мнению мы прислушиваемся.

В польском Белостоке уже работает туристско-информационный пункт Гродненской области. Налажено сотрудничество с Подляским воеводством по совершенствованию законодательной базы по содержанию и эффективной деятельности на Августовском канале.

Не могу сказать, что туризм сегодня для области — значительная статья дохода, но смотрю на это направление с оптимизмом. Именно у Гродненщины есть все, чтобы со временем стать регионом с высокой туристической привлекательностью. Кроме богатой истории и обилия памятников культуры разных эпох, нужна еще и соответствующая инфраструктура. У нас введены в эксплуатацию новые объекты индустрии туризма: гостиница Sun Hotel в Островце, кафе «Легенда» в Новогрудке, придорожное кафе «Старый млын», агротуристический комплекс «Вячкойни» в Ошмянском районе, хостел «Перекресток» в Лидском районе. Не стоит забывать и про то, что у нас работает 21 агроэкоусадьба.

2020b78ce9b3da871dcd3779b1d467af


Земля требует порядка. Субботник на Августовском канале.


Совершенствуется инфраструктура и в районе Августовского канала: введены в строй база отдыха «Привал», первая очередь базы отдыха «Лукоморье» в деревне Рынковцы. Проведены работы по созданию новых велопешеходных маршрутов общей протяженностью около 15,5 километра вдоль канала. Созданы условия для велопешеходного движения в районе упрощенного пограничного пункта пропуска «Лесная—Рудавка». Выполнен текущий ремонт шлюзов, причалов для байдарок и маломерных судов.


— В таком случае на какие цифры по въезду туристов держите ориентир в нынешнем году?

— Планируем привлечь до 15 тысяч гостей только в рамках развития безвизового пребывания на территории парка «Августовский канал». С заинтересованными службами будем работать по изменению вида сообщения в пункте пропуска «Лесная — Рудавка» с речного на речной и пешеходный (с использованием велосипедов), утверждению перечня трансграничных туристических маршрутов через данный пункт пропуска. Активно прорабатываем возможность открытия велопешеходного пункта пропуска «Софиево — Липщаны». Разрабатываем 15 новых туристических маршрутов.

— Как думаете, на что еще стоит обратить внимание, чтобы во всеоружии подойти к летнему сезону?

— Не хватает еще многого. Непросто найти квалифицированных экскурсоводов со знанием иностранных языков. Было бы хорошо, чтобы иностранными языками владели работники общепита, гостиничного сервиса. Это понимают руководители, хозяева гостиниц, кафе, ресторанов и в этом направлении с персоналом уже работают.

Энергетика  инвестиций


— Без серьезных инвестиций сложно говорить о повышении благосостояния людей. Над какими крупнейшими проектами сейчас работает область? Что строится с перспективой на открытие рабочих мест?


— В этом году планируется привлечь более 50 млн долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Из них 40 млн долларов — за счет реализации значимых для экономики области инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов. Таких, как строительство второй линии МДФ предприятия «Кроноспан» в Сморгони, маслоэкстракционного завода «Белагротерминал», цеха азотной кислоты с реконструкцией действующего производства карбамидно-аммиачной смеси предприятия «Гродно Азот». Есть и другие крупные проекты — в аграрном секторе, в области энергетики и логистики.

— В области уже реализовано достаточно проектов по альтернативной энергетике — в Щучине, Новогрудке, Сморгони. Есть ли перспективы в этом направлении? Какую идеальную пропорцию по электроснабжению городов области за счет альтернативных источников энергии вы видите к 2020 году?

— Сказать, какой сложится баланс традиционной и зеленой энергетики через 4—5 лет, сложно. Напомню, что к этому времени уже войдет в строй Белорусская атомная электростанция. Но избытка электроэнергии не предвидится, ведь электричеством мы намерены замещать импортируемый газ, и в этом направлении уже идет подготовительная работа. И государство, и бизнес смотрят достаточно оптимистично на развитие возобновляемых источников энергии, инвестируют средства в этот бизнес, и с каждым годом солнечных и ветровых установок в стране становится все больше.

bcf61c61436e60b5d95964ded151c230



Вброс первой шайбы во время открытия хоккейной площадки

в урочище Пышки в Гродно.

Гродненщина — не исключение. На начало нынешнего года в области действуют 23 ветроустановки, 9 солнечных электростанций, 12 гидроэлектростанций, 37 гелиоводонагревателей, 9 геотермальных тепловых насосов. Общая установленная мощность составляет 47,4 МВт. За прошлый год данными установками выработано 1,7 тыс. Гкал тепловой и 123,9 млн кВт. ч электрической энергии.


В этом году согласно заключенным инвестиционным договорам реализуются проекты по строительству установок по использованию возобновляемых источников энергии установленной мощностью свыше 15 МВт.

— Главная стройка страны сейчас ведется рядом с Островцом. Развитие социальной и жилищной инфраструктуры города — задача в том числе и региона. Часто ли посещаете Островец и как оцениваете развитие социальной сферы будущего города атомщиков?

— В Островце запланировано строительство трех новых микрорайонов. На сегодня в первом микрорайоне построены новые объекты социальной инфраструктуры: школа на 510 мест, детский сад-ясли на 190 мест. Во втором микрорайоне в нынешнем году продолжится строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, центральной районной больницы, водозабора, двух детских садов на 190 мест. Будет завершена реконструкция сетей и сооружений канализации под возросшие нужды города. В третьем микрорайоне ведутся работы по строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры для жилых домов, магистральных сетей и улиц центральной части города. Завершаются работы по разработке проектно-сметной документации объектов: школы на 510 мест, детского сада-яслей на 230 мест, многофункционального комплекса социально-культурного назначения и творчества молодежи.

С 2009 года введено в эксплуатацию более 222 тысяч квадратных метров жилья для работников АЭС. В текущем году запланирован ввод в эксплуатацию 13,2 тысячи квадратных метров. Это 6 жилых домов на 119 квартир.

— Существует мнение, что БелАЭС — это наш шанс запустить производство электромобилей и комплектующих к ним?

— Говорят, электротранспорту принадлежит будущее. Это, пожалуй, так, и это будущее может наступить быстрее, чем мы думаем. Технологии развиваются сейчас быстро, в том числе это касается и электрического транспорта. Увеличиваются мощность, запас хода. К тому же ввод в эксплуатацию 

БелАЭС в перспективе сделает электроэнергию более дешевой, а значит, увеличится и рентабельность перевозки пассажиров в транспорте на электрической тяге.

Гродненцы, кстати, стали пионерами в части появления таких технологий. На улицах города появился новый вид электротранспорта — бесконтактный троллейбус. И не просто троллейбус, а целый маршрут. Отрадно, что транспорт — белорусского производства и выпущен на «Белкоммунмаше». Не исключаю, что в недалеком времени выйдут на маршруты и электробусы. Хотя мы в области пока не планируем создавать свое производство электромобилей, в стране такие заводы появятся. У того же «Белкоммунмаша» в этом направлении есть хорошие перспективы.

Социальные  вопросы требуют  деликатности


— Какие проблемы социальной сферы предстоит решить в области в ближайшее время? На слуху — острая востребованность в детских дошкольных учреждениях.


— Дефицит мест в дошкольных учреждениях действительно ощущается. Эта проблема характерна для микрорайонов-новостроек в Гродно. Вопрос решается путем введения в строй новых объектов и эффективного использования имеющихся площадей. За три последних года построено 6 новых детских садов: два в Гродно и по одному — в Лиде, Островце, поселке Мир Кореличского района, агрогородке Коптевка Гродненского района. В прошлом году в результате вывода первых классов из дошкольных учреждений, перепрофилирования, уплотнения групп удалось создать еще 1,2 тыс. дополнительных мест. В этом году планируется ввести в строй еще три новых объекта — два детских сада на 230 мест каждый в микрорайоне Ольшанка в Гродно и один садик на 190 мест в Островце. Начнется строительство детсадов в Новогрудке и Щучине.

— С каждым годом деревни пустеют, закрываются сады, школы, магазины на селе. Эта тенденция характерна для всей страны. Как решаются эти вопросы на Гродненщине? Ведь закрытие объекта соцкультбыта зачастую расценивается местными жителями как ущемление их прав. Даже если в деревне живет всего два человека...

— В связи с урбанизацией, сокращением количества сельского населения мы порой вынуждены идти, как говорится, на непопулярные меры и закрывать на селе отдельные школы и учреждения культуры. Хотя это явление назвать массовым и нельзя. Если есть хоть какая-то перспектива сохранить ученический контингент, то никто школу закрывать не будет. К сожалению, в отдельных населенных пунктах складывается такая демографическая ситуация, при которой количество учеников в школе почти сравнивается с количеством учителей. При таком раскладе, конечно, содержать в этой деревне школу или клуб становится для бюджета очень накладно.

За последние три года закрыто 17 школ и 14 детских садов. Следует отметить, что к закрытию каждого отдельно взятого учреждения подходим взвешенно, обязательно организовываются встречи с родителями и педагогами. Прежде чем закрыть учреждение, обязательно проводим экскурсию в то учреждение, в которое будут подвозиться дети. А это, как правило, учреждения агрогородков с хорошей современной базой. Ежегодно обновляется парк школьных автобусов, предназначенных для подвоза детей. Только за последние три года закупили 53 новых автобуса.

Если мы закрываем библиотеку, то книжный фонд передаем в школу, и такая интегрированная библиотека обслуживает и учащихся, и взрослое население.

Руководители  — в  кадре


— В каждом районе Гродненщины  сейчас создаются резервы кадров. На ваш взгляд, почему в стране и области не хватает управленцев? Почему люди боятся занимать руководящие должности? Не подошли ли мы вплотную к кризису управления?


— О кризисе управления я бы не говорил. Если человек, которому предложена высокая руководящая должность, долго раздумывает и сразу не соглашается ее занять, это вполне нормально. Взвесить все «за» и «против», посомневаться, «его ли это сани», — это вполне естественно даже для целеустремленного, настроенного на карьеру человека, если он осознает груз ответственности. Жизнь выдвигает перед нами масштабные задачи. Поэтому спрос с кадров, особенно руководящих, очень жесткий. Расслабиться никому не придется и в перспективе.

В Гродненской области существуют сложившиеся традиции подготовки и воспитания управленческих кадров. Ежегодно в отрасли экономики и социальную сферу приходят сотни молодых грамотных специалистов. Рядом с опытными работниками они приобретают умение и опыт, проходят школу управления.

На Гродненшине в проведении кадровой политики есть свои особенности. Одной из них является то, что здесь всегда практиковалось поэтапное продвижение кадров по служебной лестнице. У нас принято как вертикальное, так и горизонтальное перемещение кадров по должностям. Есть руководители, как говорят, милостью божьей, и их мы знаем наперечет. Но темп времени не позволяет ждать, когда вдруг появится лидер-самородок. Значит, их надо взращивать, воспитывать и учить.

Настораживает неоправданно быстрая ротация управленческих кадров на местах. В 2015 году, например, в сельскохозяйственных организациях области из 160 сменились 26 руководителей, в 2016 году — 28 руководителей. Сложная экономическая ситуация в настоящее время требует от руководителей большого напряжения сил. Молодые кадры не всегда проявляют должное терпение и выдержку. Некоторые из них пасуют перед трудностями, отдельные ожидают от занимаемой должности власти и выгоды, а когда этого не получают — уходят.

Поэтому мы поставили задачу определить группу молодых инициативных специалистов из 5—7 человек, способных к управленческой деятельности, и работать с ними. Через конкретные задания и поручения изучать их, развивать управленческие навыки, вызвать у них интерес и желание проявить себя на руководящих должностях. И такую задачу мы перед руководителями районов поставили.

Уроки  жизни


— Вспомните, пожалуйста, свое первое место работы и первый руководящий пост. С какими трудностями пришлось столкнуться и чьи уроки на том этапе стали для вас судьбоносными?


— На протяжении жизни мы все совершаем ошибки. Самое главное, какие уроки извлекаем из них. После окончания вуза пришел мастером в сборочный цех автомобильного завода имени Кирова. Молодой был, 22 года. В подчинении — около 50 рабочих: сварщиков, сборщиков, крановщиков и других. Конечно, сложно влиться в такой коллектив, когда на тебя смотрят, как на юнца. Где-то пришлось проявлять характер, где-то учиться выдержке. А потом стал старшим мастером, начальником участка, начальником смены, заместителем начальника цеха, начальником цеха и так далее. В жизни, конечно, приходилось сталкиваться с разными людьми, которые были, есть и останутся знаковыми фигурами. Если говорить уже из этого кресла, в которое я попал, отработав 10 лет заместителем председателя Могилевского облисполкома, то очень многое почерпнул у Бориса Батуры. Его стиль и подход ко многим вопросам до сих пор являются для меня примером.

— Расскажите о своем типичном рабочем дне и типичной неделе. Есть в жизни губернатора что-то еще, кроме работы, которая, без сомнения, отнимает большую часть времени? 

— Прихожу на работу в 7.30, ухожу — после 19.00. Это если работаю в кабинете. Хватает времени на все. Просто надо правильно уметь его планировать: на день, на неделю, на месяц. Безусловно, жизнь вносит свои коррективы. Бывают срочные вопросы. Вечером, придя домой, стараюсь посмотреть последние новости — местные и европейские, почитать прессу. Важно всегда быть в курсе событий. Жизненный опыт ко многому позволяет относиться критически, «включать» аналитику. 

— Недавно в Гродно открыли первый гольф-клуб. Увлекаетесь ли вы каким-нибудь спортом или, может, есть любимые команды, за которые держите кулаки?

— Люблю плавать, ездить на велосипеде. С удовольствием катаюсь на лыжах, когда снег есть. Я сторонник здорового образа жизни, правильного питания. В этом вижу залог успеха. Так что ужин всегда легкий, а иногда обхожусь без него. А вообще люблю все виды спорта, особенно командные. И на хоккей хожу, и на футбол, и на волейбол, если есть время. Радует, когда сплоченный коллектив и поставлена цель. Все необходимое для развития этих видов спорта на Гродненщине есть. Конечно, хотелось бы построить в Гродно крупный спортивный центр игровых видов спорта. Это хорошая задумка, и мы ее со временем реализуем. 

— Ваша заветная мечта на посту губернатора? 

— Чтобы область развивалась. Чтобы люди жили лучше. Ежедневно занимаемся поиском средств и инвестиций, чтобы вложить их в гродненскую землю. Особенно хочется больше сделать в традиционно бедном аграрном секторе экономики. Для этого надо внедрять инновационные технологии по глубокой переработке нашей сельскохозяйственной продукции. В целом уровень научно-технического прогресса является определяющим фактором для развития страны. Тот, кто создает новейшие технологии, имеет больше перспектив экономического роста, чем те, кто вынужден их приобретать, хотя и последнее также важно. 

В Год науки в регионе мы хотим сделать реальные шаги по поддержке ученых, в первую очередь по совершенствованию материальной базы для их работы. Речь идет о создании инновационного объекта – университетского Научно-технологического парка, который будет поддерживать опытных и молодых ученых. А недавно в Гродно открылся филиал Парка высоких технологий. Это большой задел для высокотехнологического завтра региона.

— Владимир Васильевич, благодарю вас за интервью!

Tanula.K@mail.ru

Фото Леонида Щеглова

www.sb.by