70 лет спустя… Внучка военной медсестры приехала в Вороново из Сибири, чтобы зажечь свечу памяти на могиле бабушки.
В 2014 году на мемориальной плите воинского захоронения в центре поселка увековечено еще одно имя — медсестры эвакгоспиталя Валентины Сидоровой-Балабосовой (об этом «ВГ» рассказывала ранее /?p=8905 ). Это еще одна личная история поколения детей войны. Трагическая, но по-своему счастливая. Дочери через 70 лет узнали, при каких обстоятельствах погибла их мама и где покоится. Галине и Вере сейчас самим далеко за 70. Они живут в российском городе Братске, почти за 6 тысяч километров отсюда. Решиться на поездку, несмотря на желание, уже не позволяет здоровье. По их просьбе на месте захоронения побывала дочь Галины Трофимовны Ирина — внучка В.Я. Сидоровой-Балабосовой.
Из родительского дома — на войну
Война застала Валентину Яковлевну в д. Новоселки (Могилевская область). Она гостила на выходных у родителей вместе с двумя дочками. Когда объявили о начале войны, фельдшеру Могилевской городской больницы необходимо было прибыть в ближайший, Шкловский, военкомат. Оттуда она больше не вернулась, ушла на фронт. Ее дочери 4-летняя Галя и годовалая Вера остались у бабушки Ксении Сафоновны, с которой жила еще младшая дочь Мария. Этой женщине с тремя детьми на руках предстояло пережить лихолетье Великой Отечественной.
Валентина Сидорова-Балабосова (справа) в довоенные годы.
О войне обрывистые воспоминания сохранились лишь у старшей Галины: «мотоциклы, повсюду немецкий говор, звуки губной гармошки». Она помнит, как деревенскую молодежь грузили в машины и увозили (как оказалось, в Германию), а бабушка долго прятала в подвале свою дочь Марию. Помнит, «как долго висел казненный дедушка, угнавший к партизанам табун лошадей». Помнит немца, угощавшего сахаром и шоколадом. Осталась в памяти и послевоенная деревня, вернее земля, «усеянная» воронками на месте Новоселок. И среди всей этой разрухи радостная весть — короткая телеграмма от Валентины Яковлевны о том, что возвращается. Ее ждали.
Мама не вернулась
— А вы не видели нашу маму? — с этим вопросом девочки подбегали к каждой группе проходивших солдат.
По окраине деревни проходила республиканская трасса, по этой «большой дороге» с фронта возвращались бойцы.
— Она приедет следующим рейсом, — бодро отвечали девчушкам солдаты, отдавали свой паек и уходили.
И девочки ждали следующего рейса. Однажды даже заночевали у дороги. Бабушка отвела их домой и отругала. Галя и Вера маму в лицо не помнили. Но они узнали бы ее непременно. Это же память сердца. Это же мама! Но она все не возвращалась….
В 1948 году пришло извещение, в котором сообщалось, что их мать, «старший сержант Сидорова-Балабосова В.Я., находясь на фронте, пропала без вести в октябре 1944 года».
На самом деле ее убили в августе этого же года на освобожденной вороновской земле. Она ехала вместе с Героем Советского Союза А. Канарчиком и еще шестью военнослужащими. Их машину расстреляли из засады, после чего тела погибших были облиты бензином и сожжены.
Погибшая, но не забытая
В сложные и голодные послевоенные годы немолодой женщине с подорванным здоровьем сложно было прокормить детей. Старшую Галю отдали в детдом. Похоже, место в переполненных учреждениях нашлось только в Лиде. На лето она приезжала в Новоселки. Младшая Вера была очень болезненной, поэтому жила с бабушкой. Когда та тяжело заболела, девочка тоже попала в детдом — в Могилеве. В1951-м Ксения Сафоновна умерла. Становиться на ноги сиротам помог дядя по отцовской линии. В российский Братск Галя переехала с мужем Виктором Даньковым в начале 60-х. Позже забрала сестру Веру. Они больше не разлучались.
Дочь Галина (слева) с подругой в Лидском детдоме.
— Мы все живем в Иркутской области, — рассказывает Ирина Данькова, дочь Галины Трофимовны. — У мамы 45 лет трудового стажа, большую часть она работала химиком-бактериологом на водоочистных сооружениях. Двое детей. Тетя Вера трудилась на Братском лесопромышленном комплексе, она ветеран целлюлозного производства. У нее тоже двое детей. Мы очень дружные, на праздники собираемся вместе.
Периодически Ирина бывает в Беларуси — приезжает к родственникам по отцовской линии в Витебск. В эту поездку она отправлялась с особенными чувствами и особой миссией — посетить могилу бабушки в незнакомом Вороново. Здесь ее встретили председатель районного совета ветеранов Н. Пушненкова, заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Л. Колонас. Вместе съездили на место трагедии — в д. Барташуны, на ту самую дорогу, где бабушкин путь домой оборвала бандитская пуля. А возвращения Ирины все очень ждали в Братске. С фотографиями и документами, которые пополнили семейный архив новыми сведениями. Расспросы, воспоминания... Не обошлось и без слез.
В декабре за общим столом в Братске соберутся родственники В.Я. Сидоровой-Балабосовой, чтобы отпраздновать 80-летие Галины Трофимовны. Этот юбилейный год будет памятным для нее и тем, что в небольшом поселке на краю Беларуси впервые зажглась свеча памяти на могиле мамы. Погибшей, но не забытой.
Внучка Ирина (справа) в Вороново.
Документы рассказали
В следующем году в семьдесят третий раз мы отпразднуем освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Но даже спустя десятилетия судьбы тысяч людей остаются неизвестными. До сих пор в Беларуси ведется военно-мемориальная работа: публикуются документы из архивов, пополняются сведениями из официальных источников поисковые интернет-системы. Чем больше присоединится к ней людей, тем вероятнее, что к героям-защитникам вернутся имена.
Документы и фото, сохранившиеся в семье.
Увековечить имя В.Я. Сидоровой-Балабосовой удалось благодаря исследовательской работе, проведенной поисковой группой «Забытая дивизия» (vk.com/club46736775). Ее администратор, гродненец Алексей Щелупанов, сопоставил несколько источников: материалы научной историко-краеведческой конференции (Лида, 2006 год), сведения обобщенного банка данных «Мемориал», статью заведующего отделом публикаций Национального архива Беларуси Вячеслава Казаченка, впервые рассказавшего в 2012-м на страницах «Белорусской военной газеты» подробности гибели А. Канарчика и следовавших с ним военнослужащих (фамилии их тоже были названы), обратился в 2013 году в Гродненский военкомат с просьбой внести данные военной медсестры на мемориальную доску братского захоронения в Вороново и некоторые изменения в инициалы уже существующих записей. После выполнения необходимых процедур проверки и уточнения данных имя В.Я. Сидоровой-Балабосовой появилось на мемориале. Родственники, много лет считавшие ее без вести пропавшей, узнали об обстоятельствах гибели и месте захоронения.
P.S.
Галина Трофимовна: «Теперь мои дети, внуки, правнуки имеют возможность в любое время приехать и почтить память родственницы. Большое спасибо Вам за это, люди. И низкий поклон».
Ольга ВОРОБЬЕВА.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО и из архива И. ДАНЬКОВОЙ.