Автокоролева, или Крутые виражи Зинаиды Кахно

Знай наших! 28 октября 16 1931
Автокоролева, или Крутые виражи Зинаиды Кахно


Уроженка д. Бастуны является чемпионом БССР по автомобильному спорту.

Насколько интересна моя работа, понимаешь, когда встречаешься с такими уникальными людьми, как Здислава (Зинаида) Михайловна Кахно. О нашей землячке, скромной «звезде» спортивного небосклона советских времен узнала совершенно случайно, готовя материал к профессиональному празднику автомобилистов. А все началось с того, что меня заинтересовал водительский стаж этой женщины — более 60 лет!

Родилась Зинаида Михайловна в 1935 году в д. Занюны Бастунского сельсовета. Шестилетним ребенком встретила Зюта (так ее называли в детстве) Великую Отечественную войну. За столько лет в памяти не стерлись воспоминания о тех страшных событиях, но говорить о них и сейчас сложно. Гибель знакомых, друзей, бомбежка, пожары, не раз лишавшие крова, 12-летняя ссылка отца, голод… После войны с другими детьми собирала гранаты, отыскивала мины. Много людей подорвалось на снарядах, но Бог уберег их семью от этой беды.

В 14 лет началось знакомство Зинаиды с техникой. После войны для восстановления Минска с периферии отправляли составы с камнями и щебнем. На станцию в Бастуны с местных полей их тоже свозили. Это все происходило на глазах девчонки, которую магнитом тянуло к машинам. Иногда она даже угоняла грузовики, чтобы лучше освоить езду. Используя любую минутку, Зюта приставала к водителям с расспросами о тех или иных деталях автомобиля. Кто-то шутливо отмахивался от нее, кто-то раздражался, мол, «не женское это дело». Кто б мог тогда подумать, что своим упорством и усердием щупленькая на вид девочка добьется таких высот в автомобильном спорте и станет известной во всем союзе?

Чтобы помочь своей семье, Зинаида несколько сезонов отработала грузчицей на камнях, не официально была на подхвате в водительском ремесле. Приходилось ездить даже на легендарном «Студебекере», выпускавшемся в 1941-1945 годы. В начале 50-х решила учиться на водителя. Окончив частные курсы в Эйшишках, куда пешком сходила 12 раз, преодолевая расстояние в 60 километров, на отлично сдала экзамен в Гродно. Получив заветное удостоверение шофера 3-го класса, новоиспеченный водитель трудилась на ЗиС-5, потом в местном хозяйстве на бензовозе, позже на различных грузовых авто по всей республике. Экстремальных ситуаций на дороге было много, работать приходилось и по ночам. За эти годы девушка сумела доказать всем, что она неоспоримый профессионал в «мужском» деле.

1963 год стал отправной точкой спортивной карьеры Зинаиды Михайловны — третье место в многоборье по автоспорту. И уже через год имя автокоролевы (так называли ее журналисты) звучало по центральному телевидению, на радио, на страницах газет: за I место в лично-командном первенстве БССР по автомобильному спортивному троеборью в классе машин «Волга» З.М. Кахно присвоено звание чемпиона БССР с вручением золотой медали.  Мама девушки, узнав об этом событии, очень перепугалась за дальнейшую судьбу дочери и просила все бросить и вернуться в деревню. Но лидерские качества, упорство и любовь к выбранному делу не позволили ей это сделать. Победы в спорте такого уровня повторялись не единожды на протяжении 20 лет. Интересен тот факт, что до 1975 года раздельного зачета соревнований по автоспорту для мужчин и женщин не существовало, поэтому на протяжении многих лет соперниками Зинаиды были мужчины, которых она умело обходила на крутых виражах. Да и в стрельбе из спортивного пистолета она показывала отличные результаты, выбивая 99 очков из 100. В 1980 году после успешного участия во Всесоюзном конкурсе профмастерства водителей автомобилей Зинаиде Михайловне объявлена благодарность министра автотранспорта БССР. Призовые места на этом же конкурсе в последующие два года принесли Кахно звание «Мастер спорта СССР» и награду — автомобиль ВАЗ-2105 «Жигули». Кстати, в хороших руках машина, как новенькая, и сейчас верой и правдой служит своей хозяйке. После завершения спортивной карьеры Зинаида Михайловна продолжала участие в соревнованиях, только уже в качестве строгого и непредвзятого жюри.

Безупречная репутация у З. Кахно была не только в спорте, но и на работе. Значок «За работу без аварий» I степени — это ли не подтверждение моих слов. После выхода на пенсию женщина еще долгое время работала в «Белсовпрофсоюзе», крепко и надежно держа в руках «РАФ», «ГАЗ-52» и «Москвич».

Будучи в гостях у чемпионки, отметила скромность этой милой женщины, прекрасной собеседницы с громким именем Зинаида Кахно. Поздравляем непревзойденную автоледи с профессиональным праздником и желаем долгой жизненной дороги без ухабов.

Галина ШЛЕМПО.

Фото автора и из архива Зинаиды КАХНО.