На железной дороге — «железная» дисциплина

На железной дороге — «железная» дисциплина


Кувалда, лом, шаблон и торцевой ключ — верные спутники путейцев — людей, отвечающих за исправность железнодорожных путей. При любых погодных условиях, в любое время суток они максимально быстро решают поставленные перед ними задачи по устранению повреждений стальных магистралей.

Только несведущий думает, что путь неподвижен и постоянен, специалисты же привыкли видеть в нем гибкую конструкцию, которая требует к себе особого внимания. Ведь в жару металл расширяется, что может повлечь за собой выброс пути, а в морозы, наоборот, сужается, это может привести к разрыву стыковых болтов. Да и рельсы, несмотря на свое «стальное нутро», в процессе эксплуатации изнашиваются. Профессия путейца считается одной из самых тяжелых на железной дороге. Каков он, хлеб ее хранителя?

—  На нашем участке обслуживания в более чем 43 км трудится четыре бригады, — рассказывает дорожный мастер Лидской дистанции пути Виктор Алексеевич Цыганков. — Значительная часть людей задействована там, где больше стрелочных переводов. Есть монтеры, у которых работа разъездного характера: они выезжают на повреждения на различные участки пути в помощь другим бригадам. В обслуживании вороновской бригады (на снимке), в состав которой входит бригадир И.В. Стацевич и пять монтеров пути: М.М. Казак, Г.И. Стацевич, Ч.С. Григорович, О.Н. Тимощенко и Д.Н. Тимощенко, находится 10 км пути. Самый опытный работник в этой бригаде — Олег Николаевич Тимощенко. На железной дороге он с 1976 года(!), конкретно на этом участке — с 1984-го. Знает здесь каждый болт и гайку.

Легкой работу этих ребят никак не назовешь. Мало того, что трудиться им приходится порой в самых сложных условиях, так и средствами механизации они явно не избалованы: в основном — ручной труд. Разве что при капремонте, график которого устанавливается в зависимости от грузопотока на пути, на помощь бригаде направляется мощная специальная техника.

— После исследования вагона-дефектоскопа и вагона-путеизмерителя, который проходит два раза в месяц, выявляются все повреждения пути: просадки, перекосы, — продолжил рассказ бригадир Иван Вацлавович. — Бригада незамедлительно их устраняет, кроме того, есть выезды на замену дефектных рельсов. По установленному графику дефектноскопная тележка проходит по пути и ультрозвуком обследует рельсы, определяя место и глубину трещин. На выходе к нам в руки попадает своеобразная «кардиограмма» — диагностический лист. Каждый дефект находится под контролем. Далее приступаем к работе. Если окно заказано (выделен участок для ремонта с изменением графика движения поездов. — Прим. авт.), работы ведутся оперативно и без учета погодных условий.

— Дисциплина должна быть «железной», — подытожил дорожный мастер.

Поймала себя на мысли, что путейцы — особые люди. Простые в общении, открытые, жизнерадостные, но вместе с тем со «стальной» силой воли.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.