Тема недели: Президент определил меры повышения эффективности экономики Беларуси

Тема недели 25 февраля 16 1659
Тема недели: Президент определил меры повышения эффективности экономики Беларуси


Глава государства Александр Лукашенко 23 февраля подписал указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".

В документе изложены системные меры, направленные на повышение эффективности функционирования экономики за счет обеспечения надлежащего качества управления государственными предприятиями и снижения себестоимости продукции, развития добросовестной конкуренции на внутреннем рынке, роста и диверсификации экспорта, рационального импортозамещения.

Предусматривается ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, привлечение иностранного капитала в развитие и создание производств, поступательное снижение ставок по кредитам в экономике.

В указе определены направления дополнительной поддержки малоимущих граждан, семей, воспитывающих детей. В том числе за счет формирования в 2016 году резервов в республиканском бюджете в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения и в местных бюджетах - до Br2,8 трлн для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий.

В документе заложены четкие подходы по мобилизации кадров на оперативное и эффективное решение проблем социально-экономического развития на основе рельефного разделения ответственности.

Лукашенко установил персональную ответственность за своевременное погашение валютных обязательств


Президент Беларуси Александр Лукашенко установил персональную ответственность руководителей различных уровней за своевременное погашение валютных обязательств. Такая норма содержится в указе №78.

В частности, Президент поручил правительству и Национальному банку проводить сбалансированную макроэкономическую политику, направленную на наращивание государственных золотовалютных резервов до экономически безопасного уровня, покрывающего трехмесячный импорт товаров (работ, услуг), а также краткосрочные долговые обязательства Беларуси в иностранной валюте.

Глава государства поставил задачу обеспечивать своевременное и полное исполнение обязательств, в том числе посредством рефинансирования, под персональную ответственность премьер-министра - по погашению валютного долга правительством и республиканскими органами государственного управления, под персональную ответственность председателя правления Нацбанка - по погашению валютных обязательств Национального банка. Устанавливается персональная ответственность председателей облисполкомов и Минского горисполкома за погашение валютного долга местных органов управления и самоуправления и персональная ответственность руководителей организаций и коммерческих банков - за погашение валютного долга этих и подчиненных им организаций.

При этом Совет Министров уполномочен на подписание межправительственных и международных договоров, направленных на привлечение инвестиционных ресурсов от международных финансовых организаций, содержащих положения, отличные от норм законодательных актов Беларуси, с последующей ратификацией таких договоров в установленном порядке.

Лукашенко определил критерии эффективности работы правительства и руководителей


В частности, эффективность работы премьер-министра и его первого заместителя будет оцениваться по результатам обеспечения макроэкономической стабильности и эффективного управления валютным долгом правительства, заместителей премьер-министра и министра иностранных дел - по росту и диверсификации экспорта.

Оценка эффективности работы председателя правления Национального банка будет даваться по результатам обеспечения финансовой стабильности в стране, сокращения валютных обязательств Нацбанка, наращивания международных резервных активов Беларуси.

Критериями, по которым будет оцениваться эффективность работы руководителей республиканских органов государственного управления, являются объем привлеченных прямых иностранных инвестиций в отрасль и рациональное импортозамещение.

Эффективность работы председателей областных, Минского городского исполкомов будет оцениваться по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в регион, рациональному импортозамещению, росту и диверсификации экспорта, созданию новых рабочих мест, работа председателей районных (городских) исполкомов - по числу созданных новых рабочих мест, а работа руководителей государственных предприятий - по показателю чистой прибыли и сокращению себестоимости производимых товаров (работ, услуг).

Для повышения оперативности принимаемых решений, сокращения сроков административных процедур Совет Министров наделен полномочиями устанавливать сроки согласования государственными органами, в том числе подчиненными Президенту, проектов законодательных актов по важнейшим вопросам государственного регулирования в экономической сфере.

Лукашенко поручил до 1 июня внести предложения по сокращению функций госорганов и оснований для проверок


Глава государства Александр Лукашенко поручил Совету Министров совместно с Администрацией Президента Беларуси и Государственным секретариатом Совета Безопасности до 1 июня 2016 года внести предложения по сокращению функций госорганов.

Так, Президент ожидает предложений по сокращению излишних и дублирующих функций органов государственного управления, контролирующих (надзорных) и правоохранительных органов, а также по минимизации надзорных проверок, сокращению надзорных органов, оснований для проведения таких проверок и повышению роли прокуратуры в обеспечении законности.

Кроме того, до 1 июня должны быть представлены предложения по совершенствованию системы подбора и расстановки кадров, их обучения и переподготовки (в том числе за рубежом), повышения мотивации на достижение результатов социально-экономического развития.

Должны быть также внесены предложения по совершенствованию порядка и условий назначения (освобождения от занимаемой должности) руководителей государственных организаций, а также организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов акций (долей в уставных фондах) принадлежит государству.

От предприятий в Беларуси будут требовать не наполнения бюджета, а стабильной и безубыточной работы


В частности, правительству Беларуси поручено в течение 2016 года обеспечить пересмотр показателей эффективности работы фискальных органов в части смещения акцентов с текущего наполнения бюджета субъектами хозяйствования на стратегическое обеспечение их стабильной и безубыточной работы.

Правительство также должно произвести в течение нынешнего года корректировку обязательных к применению технических нормативных правовых актов, предусмотрев исключение из них требований и обязанностей, непосредственно не связанных с безопасностью продукции (работ, услуг).

Определены направления для оптимизации и сокращения расходов консолидированного бюджета Беларуси в 2016 году


Совету Министров, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено принять исчерпывающие меры по оптимизации и сокращению расходов консолидированного бюджета Беларуси на 2016 год. В документе перечислены первоочередные направления для уменьшения расходов.

В их числе расходы на непервоочередные капитальные вложения (приобретение оборудования и других основных средств, капитальное строительство, реконструкция и капитальный ремонт).

Планируется сократить расходы на содержание органов государственного управления, местного управления и самоуправления за счет оптимизации функций и численности государственных органов всех уровней. Предусмотрено, что средства от этой оптимизации направляются на повышение заработной платы государственных служащих.

Будут также уменьшены расходы на возмещение (компенсацию) процентов по кредитам в белорусских рублях, выданным либо выдаваемым по государственным программам и мероприятиям (за исключением кредитов на жилищное строительство). В этих целях предусмотрено увеличить ставки по кредитным договорам на 2 процентных пункта с одновременным уменьшением в таком же размере ставки возмещения (компенсации) за счет средств республиканского и местных бюджетов процентов по этим кредитам.

Под сокращение также попадут расходы на дотации, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и в бюджет г.Минска.

Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому также поручено принять исчерпывающие меры по минимизации негативных последствий, обусловленных ростом цен на потребительские товары в результате применения мер бюджетной консолидации. При этом прирост индекса потребительских цен от указанных мер не должен превышать 3,7%.

Необходимо также реализовать компенсирующие меры налоговой политики, направленные на восстановление доходов бюджета и снижение их зависимости от конъюнктуры внешнего спроса на сырьевые товары.

Руководителям республиканских органов государственного управления и иных организаций, подчиненных правительству, председателям облисполкомов и Минского горисполкома поручено обеспечить первоочередное снижение затрат на закупку импортного сырья (материалов, комплектующих), сокращение расходов на содержание административно-управленческого аппарата, отказ от долгосрочных капитальных вложений в непроизводственную сферу (в том числе за счет валютных источников).

Усиление адресной соцподдержки и введение безналичных субсидий на оплату ЖКУ планируется в Беларуси


Соответствующие решения содержатся в указе главы государства от 23 февраля 2016 года №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".

Совету Министров Беларуси для обеспечения социальной защиты населения, дополнительной поддержки малообеспеченных, включая лиц пенсионного возраста, и иных социально уязвимых категорий граждан поручено внести ряд предложений.

Это, в частности, касается увеличения с 1 марта 2016 года бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения; усиления с этой же даты механизмов государственной адресной социальной поддержки граждан, в том числе путем пересмотра размеров выплат социального характера.

Предполагается также внедрить с 1 октября 2016 года безналичные жилищные субсидии для частичной оплаты основных жилищно-коммунальных услуг.

Правительству, облисполкомам и Минскому горисполкому поручено сформировать в 2016 году резервы в республиканском бюджете в размере до Br8 трлн для оказания мер социальной поддержки отдельным категориям населения, в местных бюджетах - до Br2,8 трлн для финансирования расходов на предоставление безналичных жилищных субсидий за счет экономии в результате снижения бюджетного субсидирования жилищно-коммунальных услуг.

Советам депутатов областного и базового территориальных уровней предложено рассмотреть возможность оказания за счет соответствующих местных бюджетов дополнительной социальной поддержки детям, молодежи, ветеранам, инвалидам, пожилым людям, а также иным категориям граждан, нуждающимся в помощи.

Лукашенко требует усилить гарантии защиты собственности в Беларуси


Такая норма содержится в указе главы государства от 23 февраля 2016 года №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь".

В документе определено, что Генеральная прокуратура и суды должны обеспечивать безусловное и неукоснительное соблюдение предусмотренной Конституцией Республики Беларусь гарантии защиты собственности.

Указ вступает в силу после его официального опубликования.

Мнения



















Максим Ермолович, первый заместитель министра финансов:

"Бюджет - это отражение той политики государства, которая реализуется в социальной сфере и экономической системе. Чтобы государство обеспечивало более высокое качество жизни, бюджет должен работать наиболее эффективно. Поэтому реформа системы управления финансами проводится в полном соответствии с теми ориентирами государственной политики, которые установлены в стране. Вместе с тем принцип "жить по средствам" также будет отражен в бюджетном планировании".

"Снижение себестоимости имеет ключевое значение для прибыльной и эффективной работы во всех отраслях. Поэтому важным фактором является то, что оказание государственной поддержки предприятиям теперь будет увязано со снижением затрат, снижением себестоимости продукции. Если предприятие готово снижать затраты и повышать эффективность своей работы - только в этом случае и при достижении таких результатов будет оказываться поддержка. Убыточным предприятиям господдержка оказываться не должна".

"Только специалисты предприятия могут четко сказать, где без потери качества продукции можно снизить затраты. Второй момент - расширение объемов продаж, в первую очередь на экспорт. На это и будут ориентированы отраслевые министерства, руководители предприятий, прежде всего тех, которые находятся в госсобственности. Эффективная и прибыльная работа для руководителя становится главной задачей, и в рамках указа №78 это обозначено".

"Усиление мер социальной защиты граждан, реализация социальной направленности бюджета - один из главных, на наш взгляд, блоков указа №78. Меры, которые прописаны в документе, позволяют нам развернуть работу в этом направлении. Ее можно разделить на два направления: создание специального резерва в рамках республиканского бюджета на сумму Br8 трлн для обеспечения социальных выплат, а также переориентация субсидий организациям ЖКХ на адресную социальную помощь".

Максім Ермаловіч, першы намеснік міністра фінансаў:

"Бюджэт - гэта адлюстраванне той палітыкі дзяржавы, якая рэалізуецца ў сацыяльнай сферы і эканамічнай сістэме. Каб дзяржава забяспечвала больш высокую якасць жыцця, бюджэт павінен працаваць найбольш эфектыўна. Таму рэформа сістэмы кіравання фінансамі праводзіцца ў поўнай адпаведнасці з тымі арыенцірамі дзяржаўнай палітыкі, якія ўстаноўлены ў краіне. Разам з тым прынцып "жыць па сродках" таксама будзе адлюстраваны ў бюджэтным планаванні".

"Зніжэнне сабекошту мае ключавое значэнне для прыбытковай і эфектыўнай работы ва ўсіх галінах. Таму важным фактарам з'яўляецца тое, што аказанне дзяржаўнай падтрымкі прадпрыемствам цяпер будзе ўвязана са зніжэннем затрат, зніжэннем сабекошту прадукцыі. Калі прадпрыемства гатова зніжаць затраты і павышаць эфектыўнасць сваёй работы - толькі ў гэтым выпадку і пры дасягненні такіх вынікаў будзе аказвацца падтрымка. Стратным прадпрыемствам дзяржпадтрымка аказвацца не павінна".

"Толькі спецыялісты прадпрыемства могуць дакладна сказаць, дзе без страты якасці прадукцыі можна знізіць затраты. Другі момант - пашырэнне аб'ёмаў продажаў, у першую чаргу на экспарт. На гэта і будуць арыентаваны галіновыя міністэрствы, кіраўнікі прадпрыемстваў, перш за ўсё тых, якія знаходзяцца ў дзяржуласнасці. Эфектыўная і прыбытковая работа для кіраўніка становіцца галоўнай задачай, і ў рамках указа нумар 78 гэта акрэслена".

"Узмацненне мер сацыяльнай абароны грамадзян, рэалізацыя сацыяльнай накіраванасці бюджэту - адзін з галоўных, на наш погляд, блокаў указа нумар 78. Меры, якія прапісаны ў дакуменце, даюць магчымасць нам разгарнуць работу ў гэтым напрамку. Яе можна падзяліць на два напрамкі: стварэнне спецыяльнага рэзерву ў рамках рэспубліканскага бюджэту на суму Br8 трлн для забеспячэння сацыяльных выплат, а таксама пераарыентацыя субсідый арганізацыям ЖКГ на адрасную сацыяльную дапамогу".


Валерий Бороденя, член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам кандидат экономических наук

"Указ, который накануне подписал Президент, своевременный, достаточно конкретный и не разменивается по мелочам. В нем оговорены направления, по которым мы будем двигаться, и пути преодоления проблем в экономике. Установлена персональная ответственность и разделены сферы - за что отвечают премьер-министр, глава Нацбанка, губернаторы. Прописано, где мы будем искать деньги, если бюджет не сойдется, а также четко указаны направления, по которым нужно сэкономить в этом году".

"Документ не оставил без внимания развитие и поддержку предпринимателей, и это правильно. Нужно больше внимания уделять вопросам предпринимательства, раскрепощению и поощрению деловой инициативы".

Валерый Барадзеня, член Пастаяннай камісіі Палаты прадстаўнікоў па бюджэце і фінансах кандыдат эканамічных навук:

"Указ, які напярэдадні падпісаў Прэзідэнт, своечасовы, даволі канкрэтны і не разменьваецца на дробязі. У ім агавораны напрамкі, па якіх мы будзем рухацца, і шляхі пераадолення праблем у эканоміцы. Устаноўлена персанальная адказнасць і падзелены сферы - за што адказваюць прэм'ер-міністр, кіраўнік Нацбанка, губернатары. Прапісана, дзе мы будзем шукаць грошы, калі бюджэт не сыдзецца, а таксама дакладна акрэслены напрамкі, па якіх трэба сэканоміць у гэтым годзе".

"Дакумент не пакінуў без увагі развіццё і падтрымку прадпрымальнікаў, і гэта правільна. Трэба больш увагі ўдзяляць пытанням прадпрымальніцтва, разняволенню і падтрыманню дзелавой ініцыятывы".


Валерий Полховский, аналитик группы компаний Forex Club:

"Указ №78 "О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь" должен помочь сделать систему ЖКХ прозрачнее. Сегодня гражданам достаточно сложно оценить адекватность тарифов ЖКХ - нет ответа на вопрос, сколько в действительности стоят ЖКУ. По сути, эти услуги воспринимаются как относительно дешевые, хотя на самом деле их стоимость оплачивается за счет перекрестного субсидирования. Если формирование тарифов и работы системы ЖКХ станет более понятным и прозрачным, то это будет позитивным моментом для экономики".

"В нынешних условиях гораздо важнее не учиться лучше экономить, а пытаться больше зарабатывать. Соответственно, нужно снижать себестоимость продукции, давать возможность развиваться бизнесу, что и отмечается в указе. Сейчас вопрос в том, как эти меры будут реализованы на практике".

Валерый Палхоўскі, аналітык групы кампаній Forex Club:

"Указ нумар 78 "Аб мерах па павышэнні эфектыўнасці сацыяльна-эканамічнага комплексу Рэспублікі Беларусь" павінен дапамагчы зрабіць сістэму ЖКГ больш празрыстай. Сёння грамадзянам даволі складана ацаніць адэкватнасць тарыфаў ЖКГ - няма адказу на пытанне, колькі рэальна каштуюць ЖКП. Па сутнасці, гэтыя паслугі ўспрымаюцца як адносна танныя, хоць на самай справе яны аплачваюцца за кошт перакрыжаванага субсідзіравання. Калі фарміраванне тарыфаў і работы сістэмы ЖКГ стане больш зразумелым і празрыстым, то гэта будзе пазітыўным момантам для эканомікі".

"У цяперашніх умовах больш важна не вучыцца лепш эканоміць, а спрабаваць больш зарабляць. Адпаведна, трэба зніжаць сабекошт прадукцыі, даваць магчымасць развівацца бізнесу, што і адзначаецца ва ўказе. Цяпер пытанне ў тым, як гэтыя меры будуць рэалізаваны на практыцы".


Руслан Страхар, председатель комитета экономики Могилевского облисполкома:

"Указ дает больше полномочий и расширяет возможности руководителей на местах, подталкивает их к проявлению инициативы и выработке креативных подходов в развитии реального сектора экономики. Ведь для того чтобы конкурировать на рынке, сохранить предприятия, обеспечить их стабильную работу, необходимо изменять подходы к управлению, искать новые резервы развития, принимать ответственные стратегические решения".

"Еще одним актуальным и перспективным направлением развития реального сектора экономики, на мой взгляд, является развитие производств, использующих местные виды сырья и материалов, что позволит создавать рабочие места, привлекать инвестиции. Немаловажной задачей является также поиск новых рынков сбыта, диверсификация экспорта, снижение его зависимости от рынков Росси и СНГ".

Руслан Страхар, старшыня камітэта эканомікі Магілёўскага аблвыканкама:

"Указ дае больш паўнамоцтваў і пашырае магчымасці кіраўнікоў на месцах, падштурхоўвае іх да праяўлення ініцыятывы і выпрацоўкі крэатыўных падыходаў у развіцці рэальнага сектара эканомікі. Для таго каб канкурыраваць на рынку, захаваць прадпрыемствы, забяспечыць іх стабільную работу, неабходна змяняць падыходы да кіравання, шукаць новыя рэзервы развіцця, прымаць адказныя стратэгічныя рашэнні".

"Яшчэ адным актуальным і перспектыўным напрамкам развіцця рэальнага сектара эканомікі, на мой погляд, з'яўляецца развіццё вытворчасцей, якія выкарыстоўваюць мясцовыя віды сыравіны і матэрыялаў, што дасць магчымасць ствараць рабочыя месцы, прыцягваць інвестыцыі. Немалаважнай задачай з'яўляецца таксама пошук новых рынкаў збыту, дыверсіфікацыя экспарту, зніжэнне яго залежнасці ад рынкаў Расіі і СНД".

http://www.belta.by/