Обращения граждан и юридических лиц: что нового?
15 июля прошлого года Глава государства Александр Лукашенко подписал Закон №306-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». 23 января текущего года он вступил в силу. О некоторых аспектах документа рассказала заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Вороновского райисполкома Н.Ф. Михальцевич.
— Если в целом говорить о документе, теперь его действие не будет распространяться на обращения, которые вытекают из отношений между работником и нанимателем. Изменены подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. Их рассмотрение будет начинаться не со дня регистрации обращения, а со дня, следующего за ним. Кроме того, пятидневный срок, в течение которого организации должны принять решение, не относящимся к их компетенции, будет исчисляться в рабочих днях.
В обновленном законе закреплены права организаций и индивидуальных предпринимателей, рассматривающих обращения, дополнен перечень оснований для отказа гражданам в личном приеме. Так, к ним отнесены обращение в неустановленные дни и часы, а также по вопросам, не относящимся к компетенции организации. Теперь заявителя не примут, если ранее был дан исчерпывающий ответ, когда переписка по интересующему вопросу прекращена.
Что касается электронных обращений, то уточнен порядок их рассмотрения. Например, закреплена обязанность представителей заявителей прилагать электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. Предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой их рассмотрение по существу не относится. При поступлении коллективных обращений, в частности, письменные ответы на них направляются заявителю, указанному первым в списке, или отправителю обращения, если у заявителя, указанного первым, отсутствует адрес места жительства, с просьбой проинформировать других заявителей. Кроме того, ответы на более чем 10 электронных обращений аналогичного содержания от разных заявителей (т.е. носящих массовый характер) могут размещаться на официальном сайте организации без направления ответов заявителям.
Закон уточняет расходы, которые могут быть взысканы с заявителей в случае систематического направления необоснованных обращений. К ним отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения. Отдельно прописано, что письменные ответы должны быть мотивированными, при необходимости со ссылками на нормы актов законодательства, содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей.
В 2015 году в районные, сельские исполнительные комитеты Вороновщины поступило 1 280 обращений граждан и юридических лиц, или на 292 меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Уменьшилось и количество коллективных обращений. Если в 2014г. их было 29, то в 2015 — 24. По электронной почте прислали свои жалобы 16 человек. В основном жалобы, просьбы и предложения затрагивают дорожные, коммунально-бытовые вопросы, благоустройство территорий, приобретение жилья в собственность, землеустройство и др.
Оперативному решению вопросов, с которыми граждане обращаются в органы власти, способствует проведение личных приемов руководством района. В 2015 году были приняты 64 заявителя, из них 43 — председателем райисполкома. Еженедельно по субботам проводятся «прямые линии», в ходе которых за 2015 год обратились 110 граждан, в том числе к председателю райисполкома — 43. Продолжают работу общественная приемная по правовым вопросам и справочно-информационная служба «Справочная «одного окна».
Записала Марина КОНДРАТОВИЧ.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО.