Председатель экономического суда Гродненской области Денис Валдайцев: «Споры решаются в суде»

Актуально 18 января 16 1727
Председатель экономического суда Гродненской области Денис Валдайцев: «Споры решаются в суде»
В 2016 год экономический суд Гродненской области вступил с новым руководителем. Указом Президента Республики Беларусь председателем экономического суда Гродненской области назначен Денис Валдайцев, который на протяжении последних шести лет работал заместителем председателя экономического суда. Первое интервью в новом качестве он дал корреспонденту «ГП».


– Денис Станиславович, работа для вас не новая, да и коллектив тоже. С какими чувствами вошли уже в свой кабинет председателя? Что хотелось сделать в первую очередь?


– Доверие, оказанное Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, руководством Верховного Суда, вызывает чувство ответственности. Первоочередной задачей для себя считаю сохранить тот высокий уровень организации правосудия, который сложился в экономическом суде Гродненской области, а также высокопрофессиональный коллектив. В дальнейших планах – меры по совершенствованию организации работы с тем, чтобы экономический суд, как и прежде, показывал высокий уровень и качество отправления правосудия. В 2011 и 2012 годах тогда еще хозяйственный суд Гродненской области признавался лучшим в системе хозяйственных судов республики.


– Каким был ваш путь в экономическое правосудие?


– Родом я из Минска. Свою жизнь решил связать с юриспруденцией и после окончания школы поступил в институт современных знаний. Еще во время учебы, а затем после получения диплома работал юрисконсультом в коммерческих организациях. В 1999 году пришел на работу в Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Через три года был назначен судьей в хозяйственный суд Брестской области, а в 2009 году – судьей и заместителем председателя экономического суда Гродненской области. На Брестчине приходилось рассматривать все категории дел, а в Гродненской области, поскольку на меня были возложены функции по организации работы, в большей степени дела об административных правонарушениях, а также пересматривал судебные акты в апелляционной инстанции.


– По каким вопросам чаще всего обращаются в экономический суд? Какие требования содержатся в большинстве рассматриваемых дел?


– В основном это дела, связанные с неисполнением обязательств по договорам. В прошлом году по сравнению с 2014-м количество обращений в экономический суд возросло на 27 процентов. Если в 2014 году поступило 12 710 обращений, то в прошлом – 16 133. Рост отмечен по всем категориям дел, наибольший – по административным правонарушениям с 1 331 до 2 158 (на 62 процента). Также выросло число дел в порядке приказного производства с 8 828 до 10 981 (на 24 процента), исковых заявлений – с 2 241 до 2 644 (на 18 процентов). Если говорить об обращениях в порядке искового производства, то абсолютное большинство из них – это неисполнение обязательств по гражданско-правовым договорам, в первую очередь договорам купли-продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки, страхования. Заявленные требования только по делам искового производства в денежном выражении возросли почти в два раза: с 337 миллиардов рублей в 2014 году до 614 миллиардов рублей в прошлом году.


– Можно сказать, что рост количества исковых заявлений – это показатель доверия субъектов хозяйствования к разрешению споров экономическим судом?


– Полагаю, что доверие в целом к судебной системе, в том числе к экономическим судам, существует давно. Рост количества обращений – это в первую очередь неотъемлемый атрибут правового государства, когда конфликтующие стороны решают свои споры в судебном порядке.


– Насколько эффективна практика досудебного урегулирования споров?


– Досудебный претензионный порядок является обязательным до обращения в экономический суд, если только стороны в договоре не определят, что этот порядок не является для них обязательным. Еще до суда конфликтующие стороны должны попытаться урегулировать спор. А если не удалось решить спор таким образом, они обращаются в суд. К сожалению, не все используют такие возможности внесудебного урегулирования споров, как третейские суды, медиация, взыскание задолженности путем совершения нотариусом исполнительной надписи.


– Как часто встречаются дела о банкротстве государственных предприятий?


– На Гродненщине суд рассматривает два дела таких организаций: ОАО «Гроднооптторг» и производственного республиканского унитарного предприятия «Гродноэнергосбережение». Они признаны банкротами, установлены сроки ликвидационного производства. Всего же за прошлый год в суд Гродненской области поступило 179 заявлений о банкротстве предприятий, что на 11 процентов больше, чем в предыдущем году. Среди них преобладают частные структуры и индивидуальные предприниматели.


– Законодательство в сфере экономических преступлений планируют сделать гуманнее. Глава государства Александр Лукашенко недавно во время встречи с председателем Верховного Суда Республики Беларусь Валентином Сукало заявил, что дела о банкротстве предприятий должны проходить через досудебное оздоровление, а судебная стадия применяться в исключительных случаях.


– Мы ориентируем государственные органы и субъекты хозяйствования на необходимость принятия мер по досудебному оздоровлению предприятий, а в суд обращаться только в случае признания невозможности досудебного урегулирования. Если судом принято заявление о банкротстве, возможны два пути: санация (оздоровление) либо ликвидация. По абсолютному большинству дел в республике, когда предприятия не в состоянии рассчитаться с долгами, единственным способом удовлетворения требований кредиторов становится распродажа имущества, взыскание долгов и по возможности максимальный расчет с кредиторами. Санация же возможна в том случае, когда еще можно попытаться через процедуру банкротства оздоровить предприятие. И она должна применяться тогда, когда есть уверенность в ее эффективности. На сегодняшний день в производстве экономического суда Гродненской области нет дел, по которым осуществляется санация.


– Как часто конфликтующие стороны идут на мировое соглашение?


– В прошлом году заключены мировые соглашения по каждому четвертому из рассмотренных дел. Можно сказать, что стороны достаточно активно используют эту форму урегулирования конфликта. Сегодня есть и судебные примирители – работники суда, которые помогают сторонам найти компромисс. Если субъекты хозяйствования решают пойти к примирителю, суд приостанавливает рассмотрение дела. С его помощью они договариваются между собой, а затем заключают соглашение о примирении. Эффективность такого соглашения достаточно высока и составляет за прошлый год 78 процентов.


– Если есть судебные примирители, то медиаторы тогда не нужны?


– Не совсем так, важно уметь использовать различные способы разрешения конфликтов. По сравнению с 2014 годом передача дел медиаторам для внесудебного урегулирования спора возросла в десять раз. Правда, в цифровом выражении это с двух до 21 дела. Субъекты хозяйствования стали более активно обращаться к медиаторам. Думаю, этот институт еще не в полной мере раскрыл себя. В результате медиации также заключается соглашение, которое в случае неисполнения подлежит принудительному исполнению.


– Экономический суд рассматривает также дела об административных правонарушениях. В чем особенность этих дел?


–Наиболее часто в прошлом году субъекты хозяйствования привлекались за нарушения правил торговли и оказания услуг населению, рост составил более чем в два раза. Эти дела связаны с нарушениями при транспортировке, реализации различных товаров, чаще всего обуви и одежды, автомобильных запчастей, строительных материалов, компьютерной и бытовой техники. За год судом наложен штраф на сумму 3,5 миллиарда рублей, конфискован незаконный доход более чем на 16 миллиардов рублей и товар – более чем на 43 миллиарда рублей.


– Грамотные специалисты – залог успеха любого дела. Кто составляет судебный корпус экономического суда?


– У нас работают 47 человек, в том числе 12 судей. Средний возраст – 40 лет. За последние годы существенно обновился кадровый состав, пришли молодые компетентные судьи, причем с опытом работы. Трое судей прошли обучение в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, трое окончили аспирантуру. В составе судейского корпуса – один кандидат юридических наук.


– На что вы посоветовали бы обратить внимание руководителям предприятий, чтобы избежать рассмотрения дел в экономическом суде?


– На мой взгляд, основной причиной возникновения споров являются неплатежи. В какой-то степени виноваты не только несвоевременно рассчитывающиеся покупатели, но и продавцы. Последних порой совсем не интересует финансовая стабильность покупателя. В результате поставки не оплачиваются месяцами, затем следуют обращения в суд. Для того чтобы меньше было таких споров, необходимо грамотно выбирать контрагента, с которым заключается договор. А покупателям необходимо рассчитывать на свои средства.
Фото Михаила ИСАЧЕНКО

Ирина АНИКЕВИЧ

http://grodnonews.by/