В Гродно открыли единственный в Беларуси музей утюга
Миниатюрные для кружев и практически пудовые, изысканные и грубые, деревянные и латунные, напоминающие сковородки, газовые и спиртовые – каких только приспособлений для избавления от складок здесь нет. На стендах – более трех сотен экспонатов. Отдельно представлены сувенирные утюги – просто как элемент декора, шкатулка или точилка для карандашей. Все экспонаты – из частных коллекций гродненцев Олега Ерша и Александра Шпаковского.
– У каждого коллекционера есть желание похвалиться коллекцией, показать ее людям, – признается, рассказывая об идее создания музея, Александр Шпаковский. – За долгие годы собирания нам с Олегом Николаевичем тоже хотелось показать свою коллекцию, но не как временную выставку, а постоянно действующей экспозицией. И вот она здесь, правда, не вся, а чуть больше половины. Но коллекция постоянно меняется, появляются новые предметы, поэтому и выставка со временем будет меняться и дополняться.
Собирались утюги несколько десятилетий по всему миру. Есть распространенные на наших землях, привезенные из Европы, Азии и Америки.
Большинство имеют привычную форму с заостренным носиком. И потому предмет в виде сковородки кажется здесь не совсем уместным. Оказывается, это английский корабельный утюг, в который насыпались раскаленные угли.
Отличается от своих собратьев утюг из Индии. Такими, кстати, там пользуются по сей день. Тот, что в коллекции, относительно небольшой – килограммов 15 будет, а вообще их вес может достигать и 25 кило. Поэтому в Индии глажка белья – чисто мужская работа.
В Европе о женщинах заботились больше и делали утюги легче. Создавали специальные утюги для тончайших кружев, а также для разглаживания гофре, когда эта ткань была в почете у модниц.
На стендах по-соседству – американские спиртовые утюги. В них заливали спирт, поджигали его, и утюг нагревался. На других территориях, где отношение к крепким алкогольным напиткам другое, такие утюги не прижились.
Англия XIX столетия, где большинство домов было газифицировано, славилась газовыми утюгами. От газопровода резиновый шланг надевался на утюжок, образовывалась горелка. Правда, это было крайне небезопасно и газеты буквально пестрели сообщениями о пожарах из-за утюгов или удушье газом. Как только в домах появилось электричество, от таких утюгов быстро отказались.
Кстати, первый электроутюг был запатентован в Америке в 1882 году. Использовались тогда не спирали, а электрические дуги, из-за чего женщин часто било током, случались даже смертельные исходы. Однако использование таких утюгов было очень перспективным, и ученые постарались сделать их как можно более безопасными. «Потомки» этих утюгов сегодня есть в каждом доме.
По праву долгожителем среди утюгов можно назвать цельнолитой. В отличие от полых, куда закладываются раскаленные угли или специальный камень, этот представляет собой пластину, которая нагревалась, например, на печи. В Китае они были известны более двух тысяч лет назад. В России производились примерно до конца 20 века. В коллекции есть такой утюг (правда, уже со съемной ручкой), выпущенный в 1991 году на тольяттинском заводе автоагрегатов.
Нередко производство утюгов для предприятия было не основным направлением. Например, на том же тольяттинском заводе их делали из остатков сырья для производства автоагрегатов. То же можно сказать и о нашем «Лидсельмаше». Кроме утюгов, производились и подставки. Они порой – целое произведение искусства: ажурные, с вензелями, цветами, причудливыми узорами, напоминающими семейные гербы. Украшали и сами утюги – рельефными рисунками, ручками в виде голов дракона, петуха, крючками «коготь дракона». Встречаются даже с пословицами и поговорками – «Девушка, пой, пой, а дело делай».
В противовес изысканным – грубые казарменные утюги, каждый килограммов по десять, закрепленные на специальной печке, где они грелись. Ручки к ним – съемные, благодаря чему основы грелись и менялись по мере остывания. Такие утюги использовались для глажки шинелей.
На большинстве стендов красуется надпись с просьбой не трогать экспонаты руками. И только на отдельном столе есть несколько видов утюгов – их можно подержать в руках, оценив вес, и попробовать, насколько трудной была глажка 2,5 тысячелетия назад и даже еще в прошлом столетии. Здесь же можно попытаться отутюжить и размягчить льняную ткань с помощью деревянного утюга, состоявшего из скалки и ребристой доски – так, как это делали наши предки.
Если выставить в музее только утюги, несмотря на обширную их коллекцию, будет скучновато, уверены коллекционеры Александр Шпаковский и Олег Ерш. Поэтому второй зал отвели под сменную экспозицию. Сегодня там красуются предметы из кухонной утвари: мясорубки, овощечистки, соковыжималка, чайники, первые кухонные комбайны и многое другое. Это – практически «слабость» Александра Шпаковского.
– Мне нравятся бытовые приборы, которыми можно пользоваться сейчас – чтобы это было эстетически красиво и одновременно практично, – признается коллекционер. –Старые вещи бывают на удивление очень простыми в обращении, но очень эффективными и удобными. Например, механизм для очистки фруктов или картофеля…
Или приспособление для протирания ягод – вместо нынешних блендера или «ложкой через сито». Как мы колем орехи? Обычным молотком. Оказывается, для этого были (в некоторых странах выпускаются и сегодня) специальные инструменты, рассчитанные, как правило, на два вида орехов – грецкие и лесные. В экспозиции их около шести десятков. Большинство в виде щипцов или пресса.
Эта часть выставки по задумке через какое-то время сменится новой экспозицией. Здесь свои коллекции смогут показать все желающие.
Еще один зал музея отведен под сувенирную и антикварную лавки. Сейчас там немало милых вещих из нашего прошлого. Возможно, вскоре можно будет приобрести и миниатюрный сувенирный утюжок – на память о гродненском музее утюга, единственном в Беларуси и одним из немногих в мире.
Для посетителей музей открыт с 5 января по адресу Советская, 7.
Фото Виталия ДЕРНЕЙКО
Гродненская правда
http://grodnonews.by/
.
.
.
.