Стимул трудиться

Актуально 10 апреля 15 1166
Стимул трудиться
Президент Беларуси Александр Лукашенко 2 апреля текущего года подписал Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества». О том, как он будет реализовываться, рассказали в ходе онлайн-конференции, которая прошла на сайтах БелТА и Минтруда и соцзащиты, заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, начальник главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Михаил Рассолько, начальник Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Алексей Бегун, а также специалисты Минтруда и соцзащиты, МНС, МВД. Публикуем ответы на ряд поступивших вопросов.

На кого распространяется обязанность по ежегодной уплате сбора на финансирование госрасходов?

— Декрет №3 распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2015 года. Этот документ принят в целях стимулирования трудоспособ­ных людей к трудовой деятель­ности, вовлечения в легальную экономическую деятельность незанятого населения. Декретом №3 плательщиками сбора на фи­нансирование государственных расходов признаются трудо­способные граждане Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное про­живание в республике, в случае их неучастия в финансировании государственных расходов или участия в таком финансировании менее 183 календарных дней в календарном году.

Должны ли студенты заочной и платной формы получения образования, временно неработающие (более чем 6 месяцев), уплачи­вать сбор на финансирование государственных расходов?

— К периоду участия гражданина в финансировании государственных расходов относится период получе­ния образования только на дневной форме (за исключением дополни­тельного образования детей и моло­дежи, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательной программы обу­чающих курсов и совершенствования возможностей и способностей лич­ности). При этом не имеет значения, учится он на бюджетном месте или за свой счет.

Если человек работает на полставки, то на него Декрет №3 уже не распространяется?

— В соответствии с Декретом гражданин признается участвующим в финансировании государственных расходов в период работы по трудово­му договору (контракту) независимо от того, работает он на условиях полного или неполного рабочего времени (то есть на полставки или на полную ставку).

Если член семьи в трудоспособном возрасте не работает в связи с уходом за взрослым инвалидом, то он в какой категории — тунеядцев или нет?

— Согласно законодательству, в случае нуждаемости инвали­да первой группы в постоянном постороннем уходе (заключение врачебно-консультационной комис­сии государственной организации здравоохранения, индивидуальная программа реабилитации инвалида) лицу, осуществляющему уход, может быть назначено пособие по уходу, выплата которого производится из средств бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения. В соответствии с подпунктом 5.17 пункта 5 Декрета в период получения пособия из средств республиканского бюджета, бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения граждане признаются участвующими в финансировании государственных расходов.

В семье трое несовершеннолетних детей. Мать не работает. Она должна будет платить сбор, как только старшему ребенку исполнится 18 лет, если не трудоустроит­ся?

— Гражданин признается участвую­щим в финансировании государствен­ных расходов в период воспитания в семье матерью (мачехой) или отцом (отчимом), усыновителем (удоче­рителем), опекуном (попечителем) ребенка в возрасте до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей. Период участия в финансировании госрасходов для многодетной семьи ограничен возрастом наступления совершеннолетия старшего из троих детей.

Освобождены ли белорусы, работающие в России, от уплаты сбора?

— От уплаты сбора за соответ-ствую­щий налоговый период освобождены граждане, которые фактически нахо­дились на территории Беларуси менее 183 календарных дней. Понятно, что факт нахождения за пределами республики должен быть подтверж­ден документально. Если гражданин работает в России легально, то у него проблем по данному вопросу не возникнет.

Если человек проживает в сельской местности, где нет подходящей работы, освобождается ли он от уплаты сбора на финансирование госу­дарственных расходов?

— В Декрете учтены различные варианты занятости граждан. Пе­риодами участия в финансировании государственных расходов считаются периоды осуществления предприни­мательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; выполнения работ по гражданско-правовым договорам; осуществления ремесленной деятельности; а также периоды, в течение которых гражда­нин, зарегистрированный по месту жительства в сельском населенном пункте, поселке городского типа, вел личное подсобное хозяйство. Факт и период ведения личного подсобного хозяйства гражданином, которому (членам семьи которого) для этих целей предоставлен земельный участок, подтверждаются сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом.

Распространяется ли необходимость уплаты взносов на членов творческих союзов (журналистов, компо­зиторов, писателей и т.д.), если они на протяжении длительного времени работают над создани­ем своих произведений? Речь идет о тех, чья трудовая книжка находится у них на руках.

— К периоду участия в финанси­ровании государственных расходов относится период осуществления творческой деятельности в качестве творческого работника, статус которого подтверждается творческим союзом, членом которого он является, или профессиональным сертифика­том, выдаваемым в соответствии с законодательством.

В 2015 году буду работать с 1 января до 31 мая, то есть пять месяцев. Но при этом — на двух работах, то есть можно говорить о 10 месяцах фактической работы. Будет ли это учитываться или мне при­дется платить сбор?

— Гражданин признается участвую­щим в финансировании государ­ственных расходов в период работы по трудовому договору (контракту). Пунктом 6 Декрета установлено, что такие периоды работы суммируются, если они не совпадают по времени, а в случае совпадения по времени учитывается один из таких периодов.

В каких случаях сумма сбора уменьшается?

— В соответствии с Декретом гражданин обязан заплатить в бюджет сбор на финансирование госрасходов за соответствующий год в сумме 20 базовых величин исходя из размера базовой величины, установленной на 1 января налогового периода.

Если плательщики сбора в период с 1 августа текущего налогового периода и не позднее 31 мая года, следующего за истекшим налоговым периодом, уведомят налоговый орган по месту своей регистрации о неуча­стии в финансировании госрасходов или участии в таком финансирова­нии менее 183 календарных дней, а также уплатят сбор не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то сумма сбо­ра уменьшается на 10 процентов. От уплаты сбора за соответствующий налоговый период освобождаются граждане, которые за этот период уплатили подоходный налог с физических лиц, единый налог с индивиду­альных предпринимателей и иных фи­зических лиц, налог при упрощенной системе налогообложения в размере не менее 20 базовых величин. При уплате этих налогов в размере менее 20 базовых величин подлежащая уплате сумма сбора уменьшается на сумму уплаченных налогов.

Какой механизм создан для того, чтобы гражданин мог доказать в случае необходимости, что он не обязан платить сбор?

— Гражданин вправе в течение 30 календарных дней со дня получения извещения представить в налоговый орган документы, пояснения, которые свидетельствуют об отсутствии у него обязанности по уплате сбора за соот­ветствующий налоговый период либо о неправильном исчислении суммы сбора. Эти документы, пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца. Меры по взысканию сбора в это время приниматься не будут. В указанный срок налоговый орган примет решение о подтверж­дении ранее врученного извещения, внесении в него изменений либо аннулировании. В случае пропуска по уважительной причине срока пред­ставления документов, пояснений этот срок по заявлению гражданина может быть восстановлен.

Чем чревата неуплата или  неполная уплата сбора на финансирование госрасходов?

— За неуплату или неполную уплату сбора Декрет №3 предусматривает административную ответственность в виде штрафа от двух до четырех базовых величин или администра­тивный арест до 15 суток. При этом лица, в отношении которых при­менено взыскание в виде админи­стративного ареста, в обязательном порядке (в течение срока его отбывания) будут привлекаться к выпол­нению общественно полезных работ. Это работа без оплаты, для выпол­нения которой не требуется опреде­ленных профессиональных знаний и навыков, квалификации, имеющая социально полезную значимость для административно-территориальной единицы. Например, уборка улиц, кладбищ, иных объектов социального назначения, сбор камней на полях и т.п. Перечень объектов, на которых будут выполняться общественно по­лезные работы, и конкретные виды таких работ будут определяться решениями местных исполни­тельных и распорядительных органов. Порядок привлечения административно арестованных к выполнению общественно полезных работ в части, не урегулированной декретом и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных право-наруше­ниях (к примеру, максимальная ежедневная продолжительность, обеспечение инструментами и др.), в ближайшее время будет установлен постановлением Со­вета Министров.

Будут ли включаться в списки невыездных неплательщики сбора для тунеядцев?

— Да, будут. Такой механизм предусмотрен ст.7 Закона «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», которой определено, что право гражданина Беларуси на выезд из страны может быть временно ограничено, если он не исполняет без уважительных причин имущественные, налоговые или иные обязательства перед Республикой Беларусь. Ограничения в праве на выезд за границу этой категории лиц будут осуществляться на основании решений суда.

Включается ли в трудовой стаж для назначения пенсии календарный год, за который будет уплачен сбор на финансирование государствен­ных расходов?

— Трудовая пенсия должна за­рабатываться. Для формирования пенсионных прав за конкретного гражданина в пенсионную систему должны быть уплачены целевые пенсионные взносы. В Декрете №3 идет речь о периодах, в течение которых трудоспособные люди не работали, не осуществляли деятельность в соответствии с законодательством. В этой связи их обязывают уплатить государству соответствующий сбор. Зачет в стаж для назначения пенсии таких периодов неоправдан.

Как будет осуществляться взаимодействие госорганов и организаций для выявления плательщиков сбора?

— Будет формироваться список плательщиков сбора на финансиро­вание государственных расходов. Для этого Министерство по налогам и сборам совместно с государствен­ными органами, подчиненными Пре­зиденту, республиканскими органами госуправления, местными исполни­тельными и распорядительными ор­ганами ежегодно будет формировать информационную базу плательщиков сбора. База данных в региональном разрезе будет направляться в на­логовые органы для принятия мер. Это, в свою очередь, обеспечит пла­номерную работу налоговых органов по контролю за поступлением доходов в местные бюджеты базового уровня и бюджет Минска.

Всех ли плательщиков сбора будут проверять налоговики?

— В первую очередь будут про­верены граждане, не участвовавшие в финансировании государственных расходов, но при этом совершавшие дорогостоящие покупки.

Когда плательщик обязан оплатить сбор?

— Извещение на уплату сбора налоговый орган вручит плательщику до 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а сбор нужно будет заплатить до 15 ноября.

По материалам БелТА.