С молодежью в будущее
Александр Лукашенко 21 ноября провел семинар со студентами и преподавателями Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. Школа, закладывая знания, должна учить мыслить, помогать определиться в жизни. С такой мысли начал свое общение Президент.
Совместно искать решения
Как Глава государства я убежден, что образование — это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее».
Президент выделил несколько блоков проблем в образовании, на которые необходимо обратить особое внимание. Особенность современного мира — огромный объем знаний и океан информации. «То, что знания, навыки, технологии обновляются и меняются очень стремительно, это только половина проблемы. Но важно уметь выбрать главное, систематизировать все мнения, идеи и факты и сделать правильный вывод».
Интернет приучает мыслить фрагментарно. «Необходимо обучать ребенка работе с информацией, умению анализировать, сопоставлять, оценивать мысль логически».
В новой технологической среде дети и молодежь ощущают себя естественно и комфортно. «Понятно, что и средства обучения должны соответствовать этой привычной среде, но возникает вопрос: каким в этих условиях должен быть школьный урок, учебник, дневник? Может, уже что-то нужно менять и менять кардинально?»
О зарплате и престиже
Глава государства обозначил важный блок проблем, который стоит сегодня перед белорусским обществом, — повышение престижа профессии учителя. «Зарплатой здесь все не решим. Многие факторы влияют на то, что статус наставника сегодня недопустимо низок, играет свою роль в том числе и современная культура. Вспомните, как много прекрасных книг и фильмов об учителях и школе создавалось в советские годы. Но сейчас писатели, сценаристы, режиссеры предлагают нам совсем других героев. А ведь это формирует общественное мнение не в пользу учителя».
Еще один сопутствующий фактор — текучесть кадров. Президент обратил внимание, что далеко не все абитуриенты пришли в педагогический вуз, чтобы связать свою жизнь с учительством. «Для кого-то это просто получить диплом о высшем образовании. Они отрабатывают положенные два года, а потом уходят из профессии. А некоторые вообще, проучившись в вузе год-полтора, уходят, потому что понимают, что не туда попали».
Глава государства выразил недовольство тем, как выполняется данное им поручение изменить программы вузов, не говоря уже о школах. «Что мы заставляем в силу необходимости по программе изучать в школе? Половина — хлам. Ненужный абсолютно для жизни детей. Поэтому я потребовал, чтобы программы были изменены. Что-то изменили, но все равно это не то. Поэтому я часто критикую Минобразования, что мы не соответствуем реалиям, которые у нас сегодня есть.
По словам Президента, только окунувшись в реалии своей профессии будущий специалист поймет, на правильном ли он пути. «Попал не туда — уходи с первого курса. Переходи на другую специальность и учись. Если попал туда, то на практике должен освоить то, чем живет современный аграрный сектор, производственный, авиационный и так далее».
О системе отбора
Обращаясь к студентам педагогического вуза, Александр Лукашенко призвал их к терпению. «Надо уметь терпеть. Первые шаги не всегда просты, и нельзя делать скоропалительных выводов. Всегда в жизни, это мой вам совет, надо научиться находить позитивное. Это тоже очень важно».
Президент считает, что система отбора абитуриентов на педагогические специальности требует изменений. «Все мы понимаем, что учить детей должны лучшие. Те, кто служит хорошим примером, кто пользуется заслуженным авторитетом у родителей и учеников. И, что более важно, воспитывать подрастающее поколение может только человек, имеющий определенный духовный багаж и четкие моральные установки».
По мнению белорусского лидера, привлечение в профессию лучших выпускников школ должно быть делом не только приемных комиссий педагогических вузов, но и заботой районных и городских отделов образования, а также самих школ. Стоит подумать и над тем, чтобы ограничить набор на платную форму обучения, а возможно, и на бюджетную.
О жилье
Молодые ученые поинтересовались, могут ли наиболее отличившиеся из них выкупать арендное жилье. В связи с этим Александр Лукашенко пояснил, что в свое время он проинициировал создание арендного жилья и сегодня об этом не сожалеет. Кроме того, что арендное жилье помогает временно решить жилищную проблему многим категориям граждан, оно также помогает в борьбе с так называемыми летунами, которые постоянно меняют работу. «В случае предоставлении арендного жилья все четко: работай в интересах этого предприятия. Конечно, арендное жилье недешевое, но оно значительно, в два-три раза, дешевле рыночного». И предоставляется временно.
О проблеме наркомании
По словам Президента, современная молодежь сталкивается с большим количеством опасностей. В связи с этим он напомнил о словах великого педагога Антона Макаренко, который говорил, что каждый должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, и нужно не оберегать человека от такого вредного влияния, а учить его сопротивляться.
«В ближайшее время в моем графике стоит обсуждение проблемы наркомании. Мы ужесточим законодательство, карательные функции будут тоже ужесточены». Но карательными мерами все не решить. По мнению Александра Лукашенко, семья и школа в этом вопросе недорабатывают.
О реформах
«Я обещаю, что мы в ближайшее время добавим скорости Министерству образования». В этой связи Александр Лукашенко назвал неправильной ситуацию, когда вопросами реформирования и совершенствования образовательной сферы занимается лично Президент, а профильное Министерство образования, идеологи и другие ответственные за эту сферу недорабатывают.
Александр Лукашенко призывает прекратить споры о том, кто важнее в воспитании детей — школа или семья. «Понятно, что школа должна не только давать знания, не только учить учиться, но и воспитывать. Однако мы хорошо знаем и другое: в деле воспитания никто и никогда не заменит семью. Взаимодействие и взаимоотношения школы и семьи остаются актуальными».
По материалам БЕЛТА.