С молодежью в будущее

Президент 25 ноября 14 1741
С молодежью в будущее


Александр Лукашенко 21 ноября провел семинар со студентами и преподавателями Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка. Школа, закладывая знания, должна учить мыслить, помогать определиться в жизни. С такой мысли начал свое общение Президент.

Совместно искать решения

Как Глава го­сударства я убежден, что образование — это действительно фундамент общества, пропуск для государства, для всей нации в завтрашний день, в будущее».

Президент выделил несколько блоков проблем в образовании, на которые необхо­димо обратить особое внимание. Особен­ность современного мира — огромный объем знаний и океан информации. «То, что зна­ния, навыки, технологии обновляются и меняются очень стремительно, это только по­ловина проблемы. Но важно уметь выбрать главное, систематизировать все мнения, идеи и факты и сделать правильный вывод».

Интернет приучает мыслить фрагмен­тарно. «Необходимо обучать ребенка рабо­те с информацией, умению анализировать, сопоставлять, оценивать мысль логически».

В новой технологической среде дети и мо­лодежь ощущают себя естественно и комфортно. «Понятно, что и средства обучения должны соответствовать этой привычной среде, но возникает вопрос: каким в этих ус­ловиях должен быть школьный урок, учеб­ник, дневник? Может, уже что-то нужно ме­нять и менять кардинально?»

О зарплате и престиже



Глава государства обозначил важный блок проблем, который стоит сегодня перед белорусским обществом, — повышение престижа профессии учителя. «Зарплатой здесь все не решим. Многие факторы влия­ют на то, что статус наставника сегодня недопустимо низок, играет свою роль в том числе и современная культура. Вспомните, как много прекрасных книг и фильмов об учителях и школе создавалось в советские годы. Но сейчас писатели, сценаристы, ре­жиссеры предлагают нам совсем других героев. А ведь это формирует общественное мнение не в пользу учителя».

Еще один сопутствующий фактор — текучесть кадров. Президент обратил внимание, что далеко не все абитуриенты пришли в педагогический вуз, чтобы свя­зать свою жизнь с учительством. «Для кого-то это просто получить диплом о выс­шем образовании. Они отрабатывают по­ложенные два года, а потом ухо­дят из профессии. А некоторые вообще, проучившись в вузе год-полтора, уходят, потому что понимают, что не туда попали».



Глава государства выразил не­довольство тем, как выполняется данное им поручение изменить программы вузов, не говоря уже о школах. «Что мы заставляем в силу необходимости по програм­ме изучать в школе? Половина — хлам. Ненужный абсолютно для жизни детей. Поэтому я потребо­вал, чтобы программы были изме­нены. Что-то изменили, но все равно это не то. Поэтому я часто критикую Минобразования, что мы не соответствуем реалиям, которые у нас сегодня есть.

По словам Президента, только окунувшись в реалии своей про­фессии будущий специалист пой­мет, на правильном ли он пути. «Попал не туда — уходи с первого курса. Переходи на другую спе­циальность и учись. Если попал туда, то на практике должен осво­ить то, чем живет современный аграрный сектор, производствен­ный, авиационный и так далее».

О системе отбора

Обращаясь к студентам педагогического вуза, Александр Лукашенко призвал их к терпению. «Надо уметь терпеть. Первые шаги не всегда просты, и нельзя делать скоропалительных выводов. Всегда в жизни, это мой вам совет, надо научиться находить по­зитивное. Это тоже очень важно».

Президент считает, что система отбора абитуриентов на педагогические специ­альности требует изменений. «Все мы по­нимаем, что учить детей должны лучшие. Те, кто служит хорошим примером, кто пользуется заслуженным авторитетом у родителей и учеников. И, что более важ­но, воспитывать подрастающее поколе­ние может только человек, имеющий определенный духовный багаж и четкие мо­ральные установки».

По мнению белорусского лидера, привле­чение в профессию лучших выпускников школ должно быть делом не только приемных комиссий педагогических вузов, но и заботой районных и городских отделов образования, а также самих школ. Стоит подумать и над тем, чтобы ограничить набор на платную форму обучения, а возможно, и на бюджетную.

О жилье

Молодые ученые поинтересовались, мо­гут ли наиболее отличившиеся из них выку­пать арендное жилье. В связи с этим Алек­сандр Лукашенко пояснил, что в свое время он проинициировал создание арендного жи­лья и сегодня об этом не сожалеет. Кроме того, что арендное жилье помогает времен­но решить жилищную проблему многим категориям граждан, оно также помогает в борьбе с так называемыми летунами, которые постоянно меняют работу. «В случае предоставлении арендного жилья все четко: работай в интересах этого предприятия. Ко­нечно, арендное жилье недешевое, но оно значительно, в два-три раза, дешевле ры­ночного». И предоставляется временно.

О проблеме наркомании

По словам Президента, современная молодежь сталкивается с большим количе­ством опасностей. В связи с этим он напом­нил о словах великого педагога Антона Макаренко, который говорил, что каждый должен входить в жизнь, умея сопротивляться вредному влиянию, и нужно не обе­регать человека от такого вредного влия­ния, а учить его сопротивляться.

«В ближайшее время в моем графике стоит обсуждение проблемы наркомании. Мы ужесточим законодательство, кара­тельные функции будут тоже ужесточе­ны». Но карательными мерами все не ре­шить. По мнению Александра Лукашенко, семья и школа в этом вопросе недорабатывают.

О реформах

«Я обещаю, что мы в ближайшее время добавим скорости Министерству образования». В этой связи Александр Лукашен­ко назвал неправильной ситуацию, когда вопросами реформирования и совершенст­вования образовательной сферы занима­ется лично Президент, а профильное Ми­нистерство образования, идеологи и дру­гие ответственные за эту сферу недораба­тывают.

Александр Лукашенко призывает пре­кратить споры о том, кто важнее в воспита­нии детей — школа или семья. «Понятно, что школа должна не только давать знания, не только учить учиться, но и воспитывать. Однако мы хорошо знаем и другое: в деле воспитания никто и никогда не заменит се­мью. Взаимодействие и взаимоотношения школы и семьи остаются актуальными».

По материалам БЕЛТА.