«Бизнес» с деревенским колоритом

Актуально 30 июля 14 1380
«Бизнес» с деревенским колоритом
В последнее время наблюдается поворот от традиционных поездок к морю к более содержательным видам путешествий: на смену жаркому солнцу, купанию в морской воде, песку приходят белорусская природа, народные традиции и спокойный досуг. Свое распространение получила такая форма отдыха как агротуризм. «Бизнес с человеческим лицом» — часто его называют так, потому что за ним стоят прежде всего люди. От их опыта, гостеприимства, желания угодить зависит успех и прибыль бизнеса.
Кроме обустройства агроусадеб, у их хозяев еще много проблемных вопросов в организации сельского туризма. К сожалению, еще мало опыта, но много вопросов: как и чем привлечь туриста, что предложить в качестве «изюминки», как организовать рекламу, взаимное сотрудничество и т.д.  Хорошей находкой для предпринимателей этой сферы стал проект USAID/ПРООН «Местное предпринимательство и экономическое развитие», начавший свое действие в прошлом году. Проект реализуется на территории Гродненской и Брестской областей при поддержке Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне». В рамках кампании планируется проведение экологических акций, «Творческой лаборатории зеленого туризма», фестиваля «Зеленый праздник», Дня открытых дверей в агроусадьбах, ярмарок, выставок, конференций и др. В тренинге «Зеленые маршруты», проходившем в Лиде, приняли участие владельцы агроусадьбы «На Жижме» Татьяна и Николай Яковичи.


— Подобные мероприятия, безусловно, помогают увереннее себя почувствовать в этой сфере. Все-таки зачастую агротуризм у нас сводится к семейному отдыху либо отдыху небольшими компаниями на природе по выходным. Хочется привнести в сферу агротуризма что-то новое. Необходимо существенно расширять перечень услуг, а не останавливаться на банальном отдыхе клиентов. Например, мы заинтересовались созданием туристического маршрута природного и культурного наследия, чтобы отдых проходил активно. Передвижение может быть пешком или на велосипедах, а возможно, и на байдарках — река протекает совсем рядом. Свою порцию адреналина, думаю, получили бы отдыхающие при спуске по тарзанке. Открытие таких услуг необходимо сейчас для развития «устойчивого туризма, — считает Татьяна.

Сегодня в Беларуси несколько тысяч агроусадеб, хотя еще в 2006 году их было всего 34. Несмотря на то, что в управлении по труду, занятости и социальной защите оказывается помощь безработным в реализации предпринимательской деятельности и деятельности по предоставлению услуг в сфере агротуризма, в рамках участия ОАО «Белагропромбанк» в программе развития агроэкотуризма выдаются льготные кредиты, а старт «бизнеса» с деревенским колоритом обходится хозяевам усадеб в одну базовую величину за год,  жители Вороновщины не спешат его открывать. К примеру, в соседнем Лидском районе, где количество агроусадеб в 10 раз больше, эта сфера развивается достаточно быстрыми темпами. По мнению заместителя начальника отдела образования, спорта и туризма райисполкома Виктора Сидоровича, у наших людей не хватает инициативы и желания развиваться.

В Беларуси система стандартов для сельских усадеб пока не разработана и сертификация организаций туризма не является обязательной. В стране из 2 тысяч агроусадеб сертифицированы около 300. Однако конкуренция на рынке туристических услуг, где они более востребованы, будет подстегивать к тому, чтобы владельцы сертифицировали усадьбы.

Галина ШЛЕМПО.

Фото автора.