«Все в моей жизни — промысел Божий»

Знай наших! 15 июля 14 2571
«Все в моей жизни — промысел Божий»


О неординарной и творческой личности, искусной мастерице-вышивальщице икон — матушке Светлане Семашкевич не раз писала «ВГ». Поводом для очередной встречи стало знаковое событие в жизни женщины: 3 июля ей была вручена областная ежегодная премия «Человек года Гродненщины». В связи с этим об избранном жизненном пути, новых творческих идеях беседуем с матушкой Светланой.
— Моя семья была очень верующей, — делится она. — Мама Мария Алексеевна, кроме основной работы на комбинате строительных материалов, трудилась в соборе. Я ей часто помогала. Времена были атеистические, поэтому, когда одноклассники об этом узнали, относиться ко мне стали хуже. Но у меня было собственное мнение, и благодаря Божьей помощи я устояла.

В городе детства и юности Гродно Светлана познакомилась с будущим мужем Николаем. Путь жены священника ее не пугал — сказывалась вера в Бога, заложенная родителями. Когда отца Николая прислали в Вороново, поначалу было трудно. Но, как говорит теперь с улыбкой матушка Светлана, пришлось стать и на эту стезю:

— Хоть я и горожанка, но быстро привыкла к размеренной жизни маленького райцентра. И даже успела отвыкнуть от больших городов. Хочется тишины, уюта и… домика на природе.

Это сейчас у Семашкевичей свой дом. А в начале, пока государство не выделило в Германишках жилье, они переезжали с квартиры на квартиру. Но на первом месте был не  собственный дом, а строительство храма.

— Мы приехали на голое место. Тут мне и пригодились навыки портнихи (по настоянию бабушки Светлана окончила Гродненский колледж и получила профессию швеи. — Прим. авт.). Все облачение шила сама. Нужно было и хор создавать. Так стала регентом. В тяжелые моменты помогали и поддерживали наши родители. С Божьей помощью мы все тяготы преодолели. И храм строился, и иконы вышивались, и дети воспитывались. Что тут говорить, сейчас строить храм в Радуни проще: уже знаешь, как и что нужно делать.

Во время разговора матушка Светлана не могла обойти стороной любимого дела — вышивание икон бисером. Нет-нет да и возвращалась к этой теме.

— Когда мне было 10 лет, вместе с родителями ездила по монастырям в Латвии. Тогда настолько впечатлила вышитая бисером икона, что ее образ навсегда запечатлелся в моем сердце. Помню, какая огромная радость наполнила меня, когда вышила свою  первую икону. И тогда поняла: это мое призвание. Благодарна Господу, что Он сподобил меня на то, чтобы возродить это древнее, утраченное во время революции искусство. Ведь история бисера уникальна: первыми его научились изготовлять древние египтяне, а в Русь он попал в XI веке. XIX век по праву считается золотым веком бисера — изделия из него искусные мастера делали настолько уникальными, что он стал неотъемлемой частью культуры и быта России. В храмах и монастырях им украшали оклады для икон и плащаницы. Благодарна Богу и за то, что 12 лет назад, когда в Минске была организована первая выставка моих работ, я считалась окрывательницей этого искусства. Сейчас всех работ у меня около трехсот. Радуюсь, что наши три доченьки — Маша, Аня и Ира начинают потихоньку перенимать мой опыт.

У матушки Светланы Семашкевич есть мечта — открыть свой музей, чтобы люди могли любоваться вышитыми бисером иконами, а приезжающие туда иностранцы восхищались культурой нашего народа и его умением сохранять традиции.

— Возвращаясь в прошлое, — завершая беседу, сказала матушка Светлана, — могу сказать только одно: я благодарна Богу, что посылал нам хороших людей, не оставлял в трудную минуту. Родителям — что приобщили к вере. Ведь вся моя жизнь: и как жены, и как матери — основывается на ней. Отдельно слова признательности хочу выразить руководству района за то, что заметили и оценили нашу с отцом Николаем работу и представили меня к такому высокому званию.

Марина КОНДРАТОВИЧ.

Фото Евгения КОМАРА.