Профилактика правонарушений на новых основах

Актуально 15 апреля 14 1654
Профилактика правонарушений на новых основах
Снизить рост правонарушений в стране призван новый Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»  № 122-З, подписанный Президентом Республики Беларусь 4 января 2014 года и вступающий в силу сегодня, 16 апреля 2014 года. Закон направлен на урегулирование общественных отношений, возникающих при осуществлении профилактики правонарушений. О нововведениях беседуем с заместителем прокурора Вороновского района Л.К. Сазон.
— Людмила Константиновна, в новом Законе расширен перечень органов, организаций и общественных формирований, которые являются субъектами профилактики правонарушений. Расскажите, кто еще вошел в перечень?

— В перечень субъектов профилактики правонарушений дополнительно включены органы Комитета государственного контроля, Вооруженные Силы Республики Беларусь, внутренние войска МВД, иные государственные воинские формирования и военизированные организации, учреждения социального  обслуживания. Основными принципами деятельности этих субъектов профилактики правонарушений являются защита и соблюдение прав, свобод и законных интересов не только граждан, но и организаций.

— Какие меры индивидуальной профилактики правонарушений предусматриваются новым законодательством?

— Профилактическая беседа, официальное предупреждение, профилактический учет, защитное предписание и иные меры, предусмотренные законодательными актами. Новым Законом внесены изменения в формулировку мер индивидуальной профилактики, порядок их вынесения и применения.

— Людмила Константиновна, разъясните, пожалуйста, в чем они заключаются.

— Например, профилактическая беседа — это устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате, а также убеждение его в недопустимости их совершения. В официальном предупреждении письменно разъясняется гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности. Внесены изменения в порядок осуществления профилактического учета, в том числе и основания для постановки граждан на данный учет. Профилактический учет предусматривает наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия. По новому Закону учет осуществляют органы внутренних дел  в отношении граждан: привлеченных к административной ответственности за правонарушения, совершенные в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения, в течение года после  объявления им официального предупреждения; привлеченных к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи, в течение года после объявления ему официального предупреждения; привлеченного к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение)  КоАП в течение года после объявления ему официального предупреждения за совершение указанного правонарушения и по  другим основаниям. Осуществление профилактического учета граждан прекращается по истечении одного года со дня принятия решения о постановке.

Хотелось бы также сказать о том, что в отличие от старой редакции в новый Закон включена статья, предусматривающая права и обязанности граждан, в отношении которых осуществляется индивидуальная профилактика правонарушений.

— Людмила Константиновна, в новом Законе введено понятие «насилие в семье», как оно трактуется?

— Насилие в семье — это умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания. Статьей 17 Закона предусмотрены основные профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье.  Местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления и организациями здравоохранения, органами управления и  учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями принимают меры по выявлению и устранению причин насилия в семье и условий, ему способствующих, организуют деятельность по оказанию помощи жертвам насилия.

— В перечень мер индивидуальной профилактики правонарушений в этом документе включена новая мера профилактики — защитное предписание, что это такое?

— Защитное предписание — это установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий. Органы прокуратуры, органы внутренних дел, местные исполнительные и распорядительные органы, другие государственные органы, организации здравоохранения, учреждения образования в целях защиты прав, свобод и законных интересов детей осуществляют подготовку материалов для принятия в установленном порядке решений о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, о применении принудительных мер безопасности и лечения граждан, страдающих психическими расстройствами (заболеваниями).

Кроме того, в соответствии с указанным Законом граждане, пострадавшие от насилия в семье, имеют право обратиться в прокуратуру либо органы внутренних дел с заявлением о возбуждении уголовного дела либо заявлением об административном правонарушении. А также могут обратиться в ТЦСОН по Вороновскому району, учреждения здравоохранения по вопросам оказания психологической и медицинской помощи.

Законодательство о профилактике правонарушений постоянно совершенствуется, предоставляет все новые средства и возможности для предотвращения противоправных деяний в отношении граждан, в том числе в сфере семейно-бытовых отношений. Однако следует помнить, что эффективность его воздействия на криминогенную ситуацию напрямую зависит не только от субъектов профилактики правонарушений, но и от граждан, от их выполнения общественного долга. Никому не стоит «закрывать глаза» на правонарушения, сколь бы незначительными они казались. Порой самая мелкая ссора, конфликт в семье, оставленные без внимания, могут привести к неисправимым последствиям.

— Спасибо, Людмила Константиновна, за беседу.

Наталья ИВУТЬ.

Фото автора.