Чемпион лесоповала

Актуально 21 марта 14 1513
Чемпион лесоповала
На Вороновщине заготавливают древесину... двумя пальцами и без помощи топоров и бензопил.
Заготовка древесины всегда считалась делом травмоопасным. Проводилась она с помощью бензомоторных пил и, естественно, с непосредственным участием человека. Да и сейчас еще большие объемы леса заготавливаются этим методом. А поскольку потребности в древесном материале в последнее время значительно возросли, так как он пользуется спросом и на международном рынке, то остро встала необходимость перехода на заготовку кругляка механизированным способом. Сложно поверить, что даже в Скандинавских странах переход от ручного труда к харвестерной заготовке занял более 10 лет. В Беларуси планируется выйти на 70% механизированной заготовки уже к 2015 году. Это при том, что первые харвестеры поступили на вооружение лесхозов лишь в 2008 году.

Лесное хозяйство поддержали отечественные машиностроители. На «Амкодоре» налажен выпуск многооперационных лесозаготовительных машин по типу импортных харвестера и форвардера. Первая производит валку деревьев. Вторая погружает на транспортные тележки, трелюет и сортирует древесину на промежуточных площадках складирования. Таким образом, из процесса заготовки практически полностью исключен человек. Он сидит в кабине за пультом управления в абсолютной безопасности.

На базе Лидского лесхоза сейчас находятся 3 машины для механизированной заготовки и вывозки древесины, которые курсируют по всей территории хозяйства. Уже второй год харвестер заказывают и в Беняконском лесничестве. С оператором многооперационника «Амкодор 2551» Андреем Станиславовичем Позняком (на снимке) из аг. Больтиники, заступающим в 12-часовую смену, мы въезжаем на лесосеку участка главного пользования площадью три с половиной гектара, где планируется заготовить 1 100 кубов древесины. И начинается работа. Манипулятор обхватывает дерево возле самых корней, срезает и заваливает его. Потом, одновременно очищая ствол от сучьев, распиливает и складывает в одном месте для удобства трелевки фарвардером, который тоже вскоре прибудет в лесничество. На обработку одного дерева уходит примерно минута-полторы. Чудо-машина даже сучья аккуратно подбирает, образовывая валки. (За рубежом эти ветки используют для изготовления щепы, у нас пока они идут на натуральные удобрения в лесу.) Молодой механизатор управляет мощной машиной в прямом смысле двумя пальцами, отклоняя джойстик в нужную сторону. В кабине нет ни привычного рулевого колеса, ни мощных рычагов.


— Машина выполняет 46 операций, сильная, послушная и легкая в управлении. Но это уже теперь, после 2-х лет работы... Ведь здесь компьютер и нужны специальные навыки, которые нарабатываются в процессе эксплуатации агрегатов. Трехмесячные курсы мало что дают. И, естественно, проходит немало времени, пока, что называется, набьешь руку. У харвестера очень надежна манипуляционная система, поскольку состоит из импортных комплектующих. А вот силовой агрегат, подвеска еще «сырые», — замечает Андрей. — Их дорабатывать надо...

Оператор признается, что не один месяц ему пришлось лежать под ней, так сказать, добиваться толку (17 лет отработал в хозяйствах, поэтому с техникой на «ты»). А простой такой высокопроизводительной техники дорого обходится. В смену многооперационник может заготовить до 150 кубометров древесины, в то время как один вальщик леса с бензопилой — 10-11 кубов. При доведенном плане в 1 200 кубов Андрей заготавливает 2 000, соответственно и зарплата у него достойная по нынешним меркам. Правда, в семье он бывает мало. Жена и дочери привыкли справляться по хозяйству самостоятельно, хотя очень скучают и с нетерпением ждут любимого папочку домой.

Долго вести беседы у Андрея нет времени — железный конь ждет.

— Фактически в любое время года и суток машина может работать эффективно, — рассказывает лесничий Иосиф Семенович Гарбар. — В отличие от человека техника не знает усталости, с пилой же в руках нельзя прыгнуть выше головы. Но самое главное, механизированная заготовка леса в разы повышает технику безопасности. А когда речь идет о человеческой жизни — нельзя экономить.

Галина ШЛЕМПО.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.