Готов ли к Году гостеприимства наш сервис?

Актуально 14 февраля 14 2026
Готов ли к Году гостеприимства наш сервис?

Оператор АЗС №19 А. Римвидене предлагает сувенирную продукцию.


Проблема придорожного сервиса существует и волнует людей с тех самых пор, как появились дороги. Еще в ХIII веке знаменитый путешественник Марко Поло в своей  «Книге о разнообразии мира» писал о постоялых дворах в древнем Китае, где можно было не только помыться и отдохнуть, но и переодеться в чистый шелковый халат. Прошли века, но эта тема по-прежнему актуальна.
Развитие придорожного сервиса в Беларуси — процесс, растянувшийся во времени и пространстве и почти недвижимый. Были поставлены задачи уже к 2014 году достичь европейских стандартов и иметь в среднем на каждые 40 км автотрассы хотя бы один объект сервиса. Пока же они размещены неравномерно. В нашем районе действуют 7 торговых объектов  и 5 — общественного питания. Среди них в основном магазины и киоски на автозаправочных станциях, а также магазины потребкооперации в агрогородках Заболоть, Жирмуны и Бенякони.


Магазин аг. Жирмуны

К примеру, магазин в Жирмунах пользуется популярностью среди водителей-дальнобойщиков, об этом нам рассказала его заведующая Е.М. Руселевич. Ассортимент товара здесь довольно широкий: более десятка сортов колбасных и мясных изделий, многообразно представлена молочная продукция, бакалея, но все же большей популярностью пользуются алкогольные напитки и сигареты белорусского производства.

Хуже обстоят дела в беняконском магазине «Гастроном». Сейчас сюда заезжают разве что литовцы купить полюбившийся вороновский «кирпичик». Остальные продукты, которые раньше пользовались спросом как у обычных туристов, так и у водителей большегрузов, можно купить дешевле в магазине на автозаправочной станции №17 ОАО «Лиданефтепродукт».


.


.


Главный конкурент — АЗС №17


Появившийся конкурент предлагает своим посетителям не только подзаправиться топливом, но и приобрести сопутствующие товары, в широком ассортименте продукты питания. По словам бригадира АЗС Юлианны Стецкой,  они стараются сделать пребывание на заправочной станции максимально комфортным. Для большегрузных автомобилей здесь есть большая бесплатная стоянка, кафе, где можно быстро перекусить и попить горячего кофе или чая, а иногда и просто разогреть взятую с собой еду, купить необходимое не только из продуктов, но и запчасти. Есть, что немаловажно в современном мире, беспроводной доступ к интернету (Wi-Fi). В ближайших планах — строительство отдельных душевых кабин и туалетных комнат.

С радушием встречают гостей и на АЗС №19 в аг. Трокели. Здесь пользуются популярностью не только продукты нефтепрома, алкогольные и табачные изделия, но и сувениры с символикой предстоящего Чемпионата мира по хоккею, статуэтки и поделки из соломки.


Закрытая закусочная в аг. Бенякони


Посетили мы и объекты общественного питания потребкооперации. Две закусочные в аг. Бенякони «Приграничный» и «Транзит» на момент нашего посещения не работали. Первая  закрыта уже более двух недель в связи с уходом сотрудников в отпуск. Вторая же, несмотря на то, что по режиму должна начинать работу в 11.00, в 12.10 ее двери еще были закрыты.


В кафе “Астория” всегда рады гостям

Кафе «Астория», которое располагается в здании гостиницы Белорусского морского пароходства, арендует  ЧТУП «Астория Комплекс». Его директор Данута Зеноновна Афанасович в этом бизнесе уже не первый год и призналась, что, если бы знала такое положение дел, ни за что бы не вложила столько сил и средств в это предприятие. Если поначалу еще клиенты были, то сейчас с открытием АЗС №17 их стало совсем мало. Дело в том, что стоянка возле кафе в отличие от заправки платная. Обеды в «Астории»  — вкусные и полноценные, много в меню (оно, кстати, на разных языках) национальных белорусских блюд, но стоят они, конечно же, дороже быстросупов и каш в автозаправочном кафе. Чтобы как-то привлечь клиентов, предприниматель купила рацию и сейчас приглашает на обед прямо в «радиоэфире». Иногда желающих на своем личном авто отвозит в кафе. С надеждой предприниматель ожидает предстоящий Чемпионат мира по хоккею, по этому случаю даже приобрела для своих сотрудников русско-английские разговорники.

Причиной сложившейся ситуации в придорожном сервисе Д.З. Афанасович считает недостаточную поддержку со стороны государства. То ли дело в агротуризме, где и поддержка, и все преференции.

Дорожный сервис на Вороновщине, как выяснилось, оставляет желать лучшего. Не хватает санузлов и объектов, способных обслужить туристическую группу. Сегодня картина, когда туристы из экскурсионного автобуса гурьбой бегут в лес, и уж точно — не полюбоваться его прелестями, никого не удивляет.

Международный придорожный сервис считается успешным, если турист на 1 доллар основной услуги дополнительно тратит 3-5 долларов. Большинство пунктов придорожного сервиса в нашей стране оказывают всего 1-2 услуги, а в  Германии, например, 7-10. Наши соседи из Литвы и Польши давно уже поняли, что на придорожном сервисе можно неплохо зарабатывать. Там никого не удивляет многочисленность ресторанов и кафе вдоль трасс. Сфера полностью отдана на откуп частному бизнесу. А через нашу страну многие проходят транзитом, стараясь как можно быстрее получить услуги на территории сопредельных государств.

А вот что рассказали те, кто непосредственно пользуется этим сервисом.

Антанас Варнавичус, водитель-международник с 10-летним стажем:

— Вашему сервису на обочине я поставил бы  5 по 10-балльной системе. С туалетами и душами напряженка, парковок и кафе не хватает. Поесть дорого. Самый оптимальный придорожный сервис — в Германии и Франции, там везде большие бесплатные парковки для грузовиков, туалеты чистые. Хотя за последние годы в Беларуси появилось много новых заправок с площадками для грузовиков и действительно наблюдаются позитивные перемены.

Алексей Демьянченко, водитель-международник с 7-летним стажем:

— Самый удобный придорожный сервис в Польше: там транзит большой, поэтому среди придорожных кафе конкуренция за клиента. И меню в польских кафе — национальное. Не так, как у нас: и узбекскую, и казахскую кухню можно встретить на дороге. При этом в польских кафе оказывают услуги по ремонту одежды, можно постирать, душ принять. А у нас — воды горячей практически всегда нет, в кафе — цены космические, а сама продукция, как из советской столовой. У нас если красиво, то дорого. Есть единичные кафешки, в которых можно прилично пообедать почти по-домашнему, такое как, например, ваша «Астория», но зато стоянка там платная да и неудобная.

В вопросы придорожного сервиса вникала

Наталья ИВУТЬ.

Фото Олега Бельского и автора.