Черное богатство Вороновщины

Актуально 09 ноября 12 1398
Черное богатство Вороновщины

На месте высыхающих за многие тысячелетия болот остается однородная плотная масса перегнивших, разложившихся остатков растений. Это торф — ценное полезное ископаемое, которое является одновременно и замечательным удобрением для полей, и сырьем для получения многих ценных материалов. И, конечно же, его используют как топливо. За деревней Подитва Больтишского сельсовета один из крупнейших разработчиков торфяных месторождений в республике — ОАО «Торфобрикетный завод «Дитва» — ведет добычу топливного торфа. Участок протяженностью в 2,5 километра захватывает 200 гектаров земли. Согласно проекту, работы на отчужденных землях будут вестись более трех лет.

Старший мастер участка по разработке и добыче торфа ОАО «ТБЗ «Дитва» Иван Станиславович Ародь (на снимке) знает свою работу, как говорится, «от А до Я». Закончил минский политехникум в 1979 году (отделение «Разработка торфяных месторождений») и, как сам говорит, практически всю жизнь на одном предприятии трудится.

— Год назад на этом месте, — показывая на огромную расчищенную территорию, рассказывает Иван Станиславович, — были кустарники и непроходимые заросли. Сейчас наша бригада из 15 человек расчищает первую площадку размером в 40 гектаров, из них всего на 24 будет добываться торф.

Безусловно, эффективность работы  во многом определяют погодные условия. Прежде чем получить сырье, на торфяниках производится ряд подготовительных работ. Осушение болота путем проведения системы осушительных канав, протяженность которых на данном участке 2 километра. Удаление с осушенного массива леса, кустарника, что делается вручную бензопилами.

— Первоначальная влажность торфяников 75% и это много, — продолжает Иван Станиславович. — Надо достичь 45% влажности торфа, чтобы пустить технику. Весь процесс таков: при помощи специальной техники снимается слой в 11 мм, через 3 часа проводится ворошение (прицепное устройство переворачивает торф на 180 градусов). И так три раза. Затем идет волкование и штабелевание. Главное условие — торф должен быть сухим. С наступлением осенне-зимнего периода прокладываются временные пути вдоль штабелей. Затем полученное сырье загружают в вагоны и отправляют на брикетный завод на переработку. На предприятии начинается процесс измельчения, дробления и осушения (влажность становится всего 25%). Под мощнейшим давлением происходит прессование торфа. Так получается привычный нам брикет.

Между тем, найти хорошие торфяники непросто. Нужны свежие поля. Представьте, что два сантиметра торфяного настила формируются в течение 100 лет! На участке «Подитва» есть места, где сформирован пласт толщиной более 6 метров (!). Затруднения в работе вызывают чередующиеся залежи сапропели. А ведь по ГОСТам наличие песка или зольности  не должно превышать 15%. Согласно проекту на данной сырьевой базе можно будет снимать настил на протяжении 18 лет. На самом деле, считает И.С. Ародь, это произойдет намного быстрее. Ведь время не стоит на месте, техника совершенствуется, что позволяет работать эффективнее.

Возле Подитвы уже есть отработанные торфяники, которые из-за пожаров были затоплены. Сегодня в них отлично водится рыба. Завод «Дитва»  планирует в будущем помимо добычи сырья и выпуска брикета начать несвойственное для их организации дело: на отработанных торфяных участках разводить рыбу.

Наталья ИВАНЧ.

Фото Олега БЕЛЬСКОГО.