Капелька крови

Актуально 15 мая 12 1861
Капелька крови

В продолжение темы о донорстве и его дальнейшем развитии на территории  нашего района в редакцию «ВГ» не перестают поступать письма неравнодушных читателей.

Значок с таким изображением вручается тому, кто в первый раз наведывается на станцию переливания крови. А вот тому, кто захочет стать обладателем медали и звания «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь», придется сдать 40 донаций крови или 80 донаций плазмы. Естественно, что вместе с почетным званием донор получит и те льготы и гарантии, которые закреплены в Законе Республики Беларусь от 30 ноября 2010 года «О донорстве крови и ее компонентах». Я не буду сегодня их перечислять, кому интересно — сам найдет это положение и ознакомится. Добавлю, что на сегодня оплата за одну кроводачу, а это 450 плюс, минус 50 мл, составляет 334 тысячи бел. рублей и 468 тысяч бел. рублей за одну дозу плазмы, заготовленную методом двойного плазмафереза. Плюс завтрак, освобождение от работы или учебы в день кроводачи и дополнительный день отдыха в любое по желанию донора время. Звучит все это заманчиво и перспективно, да и благородно, в конце концов. Ведь с давних времен слово «кровь» обозначает «носительница жизни», а латинское «доно» переводится как «дарю». Это значит, что человек, поделившийся с другим своей кровью, спасает его, дарит  жизнь. Но так ли легка и радужна перспектива достижения высокого и благородного звания заслуженного донора в нашей стране? Исходя из своего 32-летнего донорского стажа скажу: нет.

Впервые кровь я сдал в далеком 1980 году. Признаюсь откровенно: будучи студентом Жировичского техникума кровь сдавал в основном из-за получения справки о двух дополнительных днях отдыха. О денежном вознаграждении тогда речь даже не шла, хотя за дозу в 220 мл донор получал один советский рубль. Находясь же на службе в рядах Советской Армии (1982-1984 годы), кровь сдавал чисто из патриотических и благородных побуждений — тогда шла война в Афганистане. А однажды, когда служил  в учебке в городе Елец Липецкой области, сдал ее за дополнительный паек масла, два часа лишнего сна и освобождения (на целую неделю!) от утренней зарядки. На самом же деле оказалось, что это были лишь пустые обещания. Никаких привилегий я тогда не получил.

Работая инженером в Вороновской сельхозтехнике, сдавал кровь и с целью получения дополнительного подарка от  медицинского учреждения: на четырех доноров выдавали бутылку медицинского спирта. Что интересно, донором тогда мог стать любой, достигший 18-летнего возраста, так что очереди желающих были громадными. С развалом СССР и тяжелым финансовым положением культура донорства изменилась. Денежная компенсация от 28 до 72 тысяч бел. рублей в различные периоды времени отодвинула в сторону и благородство, и почет. Чтобы пополнить бюджет, донорами становились целые семейные кланы. Но в то же время к сдающим кровь стали предъявляться более жесткие требования: отсутствие определенных болезней, определенный уровень гемоглобина в крови, справка от нарколога. Были повышены и условия защиты здоровья доноров.

В скором времени закрылось Вороновское отделение переливания крови, а определенную группу доноров по записи начали отвозить для кровосдачи на станцию переливания в г. Лида, хотя денежная компенсация донорам выплачивалась Вороновским ТМО. Но вскоре эта процедура стала невозможной. Получается, кровь более 500 доноров Вороновского района больше не нужна… Не правда ли, обидно, когда находишься в двух шагах от заветной цели — получения звания «Ганаровы донар Рэспублікі Беларусь»? Соответственно остаются недосягаемыми и гарантированные льготы: внеочередное медобслуживание, первоочередное приобретение билетов на все виды транспорта, трудовой отпуск в летнее или другое удобное время, повышение пенсии по достижении общеустановленного пенсионного возраста в соответствии с законодательством РБ о пенсионном  обеспечении (ст.31 гл.6 Закона РБ «О донорстве крови и ее компонентах», №197-3 от 30.11.2010г.). Волнует и то, что до сих пор не создана единая компьютерная база о донорах. Для того чтобы собрать документы на присвоение звания, мне необходимо лично обращаться во все медучреждения, где ранее сдавал кровь. А это Слоним, Елец, Липецк, Свердловск, Челябинск, Рига…

Вот такая получилась эпопея. Для меня, гражданина и донора, неприятная и возмутительная. Почему? За время донорства я незаметно для себя, а значит и для своего здоровья, попал в определенную психологическую и физическую зависимость. Организм, привыкший на протяжении долгих лет к кроводаче, требует этой процедуры, как мозжечок никотина. Отсюда нарушение сна и скачки артериального давления, депрессия и вегето-сосудистая дистония. Я уже не говорю о влиянии на наш организм природных и экономических потрясений.

Но я, как и все доноры Вороновщины, не теряю надежды и верю, что капелька моей крови все-таки понадобится и спасет чью-то жизнь...

Иван ВАЛЮКЕВИЧ.

От редакции. Как сообщили в УЗ «Вороновская ЦРБ», количество доноров-жителей Лидского района полностью удовлетворяет потребность Лидской и Вороновской ЦРБ в препаратах крови. Кроме того, согласно нормативным документам, донором крови может быть гражданин с местом жительства и постоянной регистрацией на той административной территории (районе), где находится станция (или отделение) переливания крови. Все это стало причиной прекращения доставки доноров Вороновского района в Лидскую станцию переливания крови. К слову, финансирование донорства осуществляется из местного бюджета, оплата же донорам другого района не предусмотрена.

По вопросам донорства, сдачи крови можно обращаться на горячую линию УЗ «Гродненская областная станция переливания крови» по тел. 8 (0152) 77-24-69 или выслать запрос по электронной почте на адрес: donor@mail.qrodno.by.