Научить учиться и учить

Актуально 02 сентября 11 1650
Научить учиться и учить


Никаких резких потрясений и ломок в белорусской системе образования не будет. Главные цели сегодня — это повышение качества образования, обновление его содержания на основе современных научных знаний. Об этом заявил 29 августа на совещании педагогического актива Президент Беларуси Александр Лукашенко.
В Беларуси, уверен белорусский лидер, в этом вопросе сохранено все лучшее, что осталось от Советского Союза, в том числе массовый охват детей дошкольным образованием, общедоступная и бесплатная средняя школа, государственная система обучения рабочих кадров.
Вместе с тем дошкольное образование, по мнению Александра Лукашенко, пока не может полностью удовлетворить запросы родителей ни по объему, ни по качеству оказываемых услуг. В связи с этим Глава государства поручил Правительству и местным органам власти разработать систему мер, направленных на обеспечение дошкольных учреждений квалифицированными кадрами. Каждое дошкольное учреждение должно быть оснащено мебелью, игрушками, учебниками и пособиями в соответствии с возрастом воспитанников.
Говоря о среднем образовании, Глава государства подчеркнул, что современная белорусская образовательная система должна готовить молодое поколение к жизни и осознанному выбору профессии, научить трудиться и нести ответственность перед семьей и обществом.
В систему профессионально-технического и среднего специального образования необходимо также внести коррективы. В частности, по мнению Александра Лукашенко, в обществе необходимо поднимать престиж рабочих специальностей. Имеет смысл также увеличить удельный вес часов производственного обучения.
Немало вопросов вызывает и система высшего образования, где наблюдаются перекосы в подготовке кадров без учета реальных потребностей экономики, лавинообразный рост платной формы обучения, падение конкурса и приход в вузы малоподготовленных абитуриентов.
Президент предлагает уменьшить на четверть сроки получения высшего образования, достичь чего можно за счет сокращения непрофильных дисциплин либо количества часов на их изучение. В целом должны быть изменены подходы к содержанию вузовской подготовки. Первые два года студент должен числиться в университете и обучаться там, а последние два года — числиться в университете, а учиться на производстве.
По мнению Президента, большое внимание необходимо уделить идеологической и воспитательной работе. Борьба за влияние на молодое поколение во все времена являлась важнейшей политической задачей.
Еще одним важным вопросом, на котором сконцентрировал внимание Президент, является воспитание детей и повышение ответственности семьи за это.
Александр Лукашенко предлагает на законодательном уровне установить меры ответственности родителей за ненадлежащее воспитание детей, вплоть до административного наказания.
Особого внимания со стороны педагогов и родителей требуют вопросы общения молодежи в интернете и в первую очередь в так называемых социальных сетях.
Александр Лукашенко отметил, что государство готово поддержать учителей, преподавателей и воспитателей не только морально, но и материально, усилить социальный пакет, но при условии резкого повышения отдачи от их работы. Президент считает необходимым создать новые механизмы материального стимулирования эффективного труда педагогов.
Пресс-служба Президента Республики Беларусь.

На республиканском совещании с участием Президента наш район представляла делегация из 9 человек: руководители учреждений образования и педагоги, достигшие высоких результатов.
А. КАШЛЕЙ, начальник отдела образования Вороновского райисполкома:
— Организовать встречу с педагогами страны было инициативой Президента Беларуси, который озабочен состоянием дел в педагогической сфере: исполнительской дисциплиной, качеством работы педколлективов. Не всех, конечно, но имеют место случаи, когда педагог или руководитель не соответствует той должности, которую занимает.
В ходе рабочего совещания Президент анализировал выступления, где-то поправлял, обращался к залу за советом. Хочу заметить, что Александр Григорьевич располагает к откровенному разговору. Лишний раз убедился, что он — сильнейший оратор. Сумел наладить интересный диалог с залом. Пообещал поддержать все хорошие инициативы и школ, и колледжей, и вузов. Как сказал Президент, будут деньги — будет и в дальнейшем продолжаться оказание помощи и по развитию системы образования в целом, и по поддержке педагогов. Прозвучал призыв уделить особое внимание идеологическо-воспитательной работе. Немаловажное значение имеет профилактика правонарушений несовершеннолетних, борьба с вредными привычками. В системе дошкольного воспитания и образования будет продолжено укрепление материальной базы игрушками, мебелью и др. И Президент, и выступающие обращали внимание на серьезную профессиональную подготовку педагогов. Дело в том, что на работу молодые специалисты приходят абсолютными теоретиками, а вот практических навыков у них очень мало. И приходится еще многие годы набираться опыта. Говоря о личности учителя, Президент остановился на формировании положительного имиджа педагогической профессии, социального статуса учителя и воспитателя.
Несмотря на доброжелательную атмосферу мероприятия, уезжал с мыслями, что нам надо совершенствоваться. Реформ, как сказал А. Лукашенко, больше не будет, но шлифовка должна быть постоянной. Вот тогда и будет результат.
М. ЛЯХ, директор Заболотского УПК:
— Встреча с Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко, коллегами дала возможность сверить свои позиции в воспитании и обучении ребят, услышать оценку Главы государства нашего педагогического труда на данном этапе. Необходимо шлифовать те шероховатости, которые есть в нашей деятельности. Они незначительные, но присутствуют: где-то по вине педагогов, где-то — родителей. Многие из них заняли такую позицию: пусть ребенка воспитывает сад, затем — школа. А ведь нужно подключаться к процессу воспитания своих детей, распространять собственный опыт и на других членов социума, чтобы лучшее стало достоянием всех.
Е. МИСЮРО, педагог социальный Радунской школы-интерната:
— Когда выпадает честь принимать участие в таком значимом форуме, ощущаешь массу эмоций! Волнение, которое поначалу породила официальная обстановка, постепенно сменилось чувством гордости от осознания своей сопричастности к происходящему. Открывая совещание, А. Лукашенко сразу призвал уйти от стандартных докладов — говорить откровенно, пусть даже о вещах не очень приятных. Доклад Президента впечатлил особенно. Как педагога социального, меня волнует реализация Декрета №18. На форуме прозвучало то, что вопросы реализации Декрета должны находиться на персональном контроле у руководителей местной власти. Поддерживаю мнение А. Лукашенко об установлении меры ответственности родителей за ненадлежащее воспитание своих детей, вплоть до административного наказания. 
Хотелось бы отметить высокий уровень организации этого мероприятия. Нашему вниманию была представлена концертная программа, посвященная началу учебного года, показательные выступления юных спасателей, инспекторов дорожного движения и представителей других кружков, не оставила равнодушной выставка достижений системы образования Беларуси.
Т. ПУШНЕНКОВА, учитель истории Вороновской СОШ:
— Всегда приятно встретиться с коллегами, пообщаться, поделиться своим опытом, перенять чужой. Понравилось то, что совещание проходило в форме открытого диалога, в ходе которого каждый присутствующий в зале мог задавать вопросы, вносить свои предложения по проблемам, существующим в образовании. Президент внимательно выслушал выступающих, взял на контроль озвученные педагогами вопросы и наметил пути их решения.
Хотелось бы, чтобы такие встречи стали регулярными. Подобное мероприятие считаю целесообразным, а потому полезным для любого педагога.
С. АНДРОС, музыкальный руководитель яслей-сада №4 г.п. Вороново:
— Впечатление от встречи, конечно, позитивное. Педагогический форум такого уровня дает свои положительные результаты в плане общения друг с другом, обмена информацией и т.д. Что касается дошкольного образования, остро ставились вопросы повышения статуса педагога-дошкольника, нехватки профильных кадров с высшим образованием. В тот день говорилось о патриотическом воспитании подрастающего поколения,  значении личности педагога, недопустимости равнодушия, непрофессионализма в работе. Участие родителей в жизни детского сада сейчас, как никогда раньше, ставится на новый уровень, семье отводится более значимая роль в организации работы дошкольного учреждения. Эта взаимосвязь должна быть очень тесной…
Впечатлениями от встречи интересовалась
Светлана ВОДЕЙКО.
На снимке: делегаты от Вороновского района в Минске.
Фото из архива Елены МИСЮРО.