Эксперимент лета: «черниловое» вето

Актуально 19 августа 11 1240
Эксперимент лета: «черниловое» вето
Нынешнее лето — настоящее испытание для отечественных производителей алкогольной продукции. Участниками «античерниловой» кампании стали многие регионы нашей республики, которые временно отказались от реализации самого дешевого спиртного в сегменте алкогольных напитков. Объявили войну «плодовке» из-за ее дешевизны и, как следствие, возросшей популярности. Вернется ли плодово-ягодный ассортимент на полки магазинов Вороновского района 1 сентября, положив конец страданиям контингента его потребителей? Вопрос пока открытый. Местная власть намерена продлить срок действия запретной меры.
Обывателей, наблюдающих за ходом эксперимента, интересует вопрос: есть ли от него эффект? Экономический, хоть и отрицательный, — есть (за этот период торговые точки системы потребкооперации нашего района потеряли в товарообороте более 350 миллионов рублей), «отрезвляющего» положительного — пока нет. Не отмечают сотрудники Вороновского РОВД снижения «пьяной» преступности, статистика главного медицинского учреждения района также повода для оптимизма не дает (не уменьшилось за этот период количество пациентов, поступивших в реанимационное отделение Вороновской ЦРБ с алкогольными отравлениями, как и вызовов скорой помощи к «перебравшим» норму). Похоже выпивающая публика, хоть и переживает нелегкие «безчерниловые» времена, но замену винному напитку находит. Не в магазинах райпо (тенденция к незначительному увеличению объемов продажи водки сохраняется с мая, но всплеска не наблюдается, практически не подросли и объемы реализации пива), а в соседних районах (Лидском, Ивьевском, Щучинском), на которые запрет не распространяется. Или вообще перешла на суррогаты местных производителей. Со сменой алкогольного напитка могут быть связаны и «страдания» пациентов, не сумевших правильно рассчитать новый, более высокий градус. Сами же медики эти два явления не связывают между собой.
— Мы не ждали моментального эффекта от полуторамесячного эксперимента. Слишком мало времени, чтобы рассчитывать на ощутимые положительные результаты. Кроме всего, пьянство — потенциальная угроза сельскохозяйственному производству, ведь больше всего пьющих приходится именно на эту отрасль. А в нашем районе, учитывая его специфику, она формирует благополучие и стабильное развитие, — говорит председатель Вороновского райисполкома Николай Розум. — Одна из главных целей введения запрета — обеспечение правопорядка в ходе уборочной кампании, потому что алкоголь в этот ответственный период — серьезный удар по трудовой дисциплине. А начатый в нашем районе эксперимент продолжим. На какой срок — пока еще обсуждается. Планируем ввести в практику дни трезвости, когда алкоголь в магазинах продаваться не будет вообще. Внесенное одним из моих заместителей предложение — совместить их с днями выплаты зарплаты работникам сельскохозяйственной отрасли — считаю очень целесообразным. Потому что в эти дни, как показывает практика, ряды их заметно редеют.
— Какой может быть производительность труда, если некоторые работники озабочены только тем, как сбегать за бутылкой? — рассуждает о наболевшем Юзеф Сурконт, директор КСУП «Элит-Агро Больтиники». — Когда пропало из магазинов это дешевое спиртное, даже работать как-то спокойнее стало, а у многих и лица посвежели. Буду очень рад, если этот алкогольный напиток вообще не вернется на прилавки.
— Конечно, убрав из магазинов самый дешевый алкоголь на такой короткий промежуток времени, пьянство не искоренить, — считает Ольга Синельникова, председатель Погородненского сельского Совета. — Но определенный положительный эффект от действующего в районе запрета все же наблюдаю: исчезли «помятые» товарищи у магазинов, иногда прямо за его углом, на глазах у детей, молодежи, опустошающие купленную бутылку вина.
— Употребление плодово-ягодных вин населением уже носит характер эпидемии, — делится наблюдениями Валерий Волынец, председатель Бастунского сельского Совета. — Самое печальное — к нему пристрастилась значительная часть молодых людей. Им тоже пришлась по карману дешевизна этой продукции. Считаю запрет на продажу низкокачественного алкоголя мерой очень своевременной. Есть смысл продлить срок его действия.
Алкоголизация населения — серьезная медицинская, экономическая, социальная проблема. На борьбу с ее последствиями государство тратит большие деньги. В масштабах страны ее разрешить было бы проще. Расширить географию действия запрета (чтобы не было возможности затариться в соседнем районе), увеличить торговую надбавку на реализацию плодово-ягодного вина (чтобы продавать низкокачественный алкоголь было невыгодно) или вообще запретить выпуск дешевых видов крепленого вина? А может быть включить и ценовой фактор, сделав алкоголь доступным, но дорогим удовольствием? И при этом в разы повысить ответственность за нарушение антиалкогольного законодательства и противоправные деяния в сфере незаконного оборота спиртосодержащей жидкости? Но все это — вопреки интересам отечественной винно-водочной отрасли, которая приносит государству такой доход! Не берусь судить о том, какая из «потерянных» сумм в итоге окажется больше, но к одной из них добавить бы моральную сторону проблемы (страдания и горе людей, социальное сиротство детей), только в деньгах ее не выразишь…
Что могут решить запреты в масштабах одного региона?
— В борьбе за здоровье и жизнь людей мелочей не бывает. В этом направлении не стоит пренебрегать любыми мерами, призванными сохранить здоровье и спасти жизнь хотя бы нескольким из них. Результата не дает только бездействие,  — убежден главный врач УЗ «Вороновская ЦРБ» Александр Ануфриев. —  Ведь коварство плодово-ягодных вин, на которые введен временный запрет, заключается в способе их употребления — по чуть-чуть, но постоянно и практически без закуски. Такая периодичность не позволяет продуктам распада этилового спирта (который хоть и в малых концентрациях, но все же содержится в них) выводиться из организма, медленно повреждая внутренние органы и психику.
Чтобы бутылка не стала вожделенной фантазией, нужно изменить отношение к ее содержимому. Не тех, кто составляет контингент стабильно пьющих граждан (излечить эту болезнь практически невозможно), а тех, кто еще не втянулся. И здесь, пожалуй, хороши все средства: на кого-то подействует запрет — навязанное «нельзя!», на кого-то — убеждение «вредно!». Но убрать с прилавка дешевый и доступный соблазн все же стоит. Ради нашего трезвого и здорового завтра…
Ольга ВОРОБЬЕВА.
На снимке: доза оказалась сногсшибательной...