ВИНОвница всех зол, напасть —плодово-пагубная страсть
Приведенные цифры — результат простого математического расчета: деления объема реализованного (только сетью райпо!) плодово-ягодного вина на количество жителей нашего района (заметьте, с младенцами, детьми, беременными женщинами и стариками). Впечатляет? Правда, расчет слишком грубый, поскольку «чернило» употребляют, конечно, не все. Если примерно распределить объем на потенциальных алкоголиков (их официально состоит на учете у нарколога 889 человек, а невыявленных в разы больше), то количество выпитого впечатлит еще больше. После пива плодово-ягодное вино — самое популярное в нашем районе (хоть у пива «аудитория» гораздо шире!). Низкая цена и высокий градус — главное преимущество «плодовки». А лидирует по продажам этого напитка Дотишский сельский Совет: в магазине д. Сушишки за пять месяцев продано 6 000 бутылок вина (количество жителей в деревне — всего 60 человек), в д. Мицканцы на душу населения реализовано этого суррогатного продукта примерно на 166 тыс. рублей; хорошую выручку дали и в д. Запрудяны (Мисевичский с/С) — на 227 тыс., д. Липкунцы (Гирковский с/С) — на 182 тыс., д. Подитва (Погородненский с/С) — на 140 тыс. рублей.
Но кроме массового винного спроса, в районе вообще отмечается увеличение объема потребления спиртных напитков на душу населения. У этой проблемы есть последствия.
Александр Ануфриев, главврач УЗ «Вороновская ЦРБ», констатирует:
— За январь-май 2011 года смертность населения в трудоспособном возрасте в районе увеличилась на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 45% случаев (24 человека из 54-х) — влияние злоупотребления алкоголем (цирроз печени у довольно молодых людей, болезни системы кровообращения, общее переохлаждение в зимнее время). Половина всех пациентов реанимационного отделения оказывается на грани жизни и смерти также из-за этой пагубной привычки. А лечение их довольно дорогостоящее.
В этом году практически все суициды, утопления, убийства на территории нашего района совершены в состоянии алкогольного опьянения. Почти на сотню (по сравнению с прошлым годом) увеличилось количество жителей, взятых на диспансерный учет наркологом, как и подростков, состоящих на профилактическом учете. Сотрудниками Вороновского РОВД больше изъято из незаконного оборота самогона и браги, почти вдвое увеличилось количество составленных протоколов в отношении правонарушителей, занимающихся хранением, изготовлением и сбытом этой самодельной алкогольной продукции и спиртосодержащей жидкости. По-моему, вышеизложенное — это повод для беспокойства. Только проблема алкоголизации населения тревожит медиков, представителей местной власти, духовенство, а не самих пьющих. Принцип: спасение утопающего — дело рук самого утопающего — здесь, к сожалению, не действует.
В Беларуси потребление спиртной продукции составляет более 12 литров на человека в год, и значительная доля здесь приходится как раз на плодово-ягодные вина.
Некоторые регионы, чтобы предотвратить алкоголизацию населения, уже стали предпринимать более кардинальные меры. На Могилевщине введены ограничения на покупку дешевого плодово-ягодного вина (приобрести в магазинах его можно с 10 до 18 часов), в Слуцком районе в порядке эксперимента на определенный период вообще запрещена продажа этого алкогольного напитка. Насколько эффективными они окажутся, судить пока рано. А рассчитаны эти меры прежде всего на то, чтобы сделать дешевое зелье менее доступным.
Комплекс мероприятий по борьбе с пьянством руководство Вороновского района также продолжит ограничением реализации плодово-ягодных вин. К этой запретительной мере отношение людей не однозначно. Как ни парадоксально, но торговать низкокачественным алкоголем экономически выгодно — от его реализации в бюджет поступают деньги.
Валерьян Андруконис, заместитель председателя правления Вороновского райпо, замечает:
— В прошлом году система торговли района перечислила более трех миллиардов белорусских рублей налогов в местный бюджет. Удельный вес вина в общем товарообороте составляет примерно 17%. Ограничение либо запрет продажи этого вида алкогольной продукции значительно сократит поступления. Но проблема еще и в том, что покупать ее станут в другом месте, а деньги будут оседать в карманах тех, кто налоги за ее реализацию не платит, либо увеличат выручку магазинам соседних районов.
— Здесь потеряем, зато приобретем в другом. Улучшится трудовая дисциплина — значит работать станем лучше, больше зарабатывать и, соответственно, отчислять налогов в бюджет. Главное — человеческий потенциал сохраним. А это — на годы вперед, — считает председатель СПК «Гирки» Тадеуш Мушинский.
— Остановит ли пьющего человека цена на алкоголь? Скорее всего он пожертвует семейным бюджетом, а не откажет себе в удовольствии (или уже в потребности) выпить, — делится мыслями Станислав Жук, председатель Радунского поселкового Совета.
С чем действительно не поспоришь, так это с тем, что спрос непременно породит предложение. На помощь «обделенным» с радостью придут «производители» самогона (благо, конкуренцию дешевое вино уже составлять не будет), активизируется продажа с рук. Ведь при минимальных усилиях и максимальной «наценке» на дефицитный продукт найдутся желающие заработать.
При таком раскладе нагрузка ляжет на правоохранительные органы, добавит им работы в выявлении и перекрытии каналов поступления дешевого спиртного на территорию района. При необходимости Вороновским РОВД будет проведен ряд оперативных мероприятий, усилится предупредительно-профилактическая работа с участием населения — старост деревень, членов добровольных дружин и советов общественных пунктов охраны порядка.
Позиция председателя Вороновского райисполкома Николая Розума такова:
— Решать проблему в районе более кардинальными мерами — будем. Для начала ограничим продажу дешевых видов крепленого вина в магазинах на время уборочной кампании. Уже готовится соответствующее распоряжение. Если понадобится, изучим доскональнее опыт других районов, проанализируем, определим, что применимо у нас. От всех заинтересованных служб — медицинских работников, председателей сельских Советов, сельхозкооперативов, сотрудников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации — требую слаженной работы. Только совместными усилиями мы сможем действовать по всем направлениям. Тогда и результаты, несомненно, будут.
Позволю себе привести еще некоторые данные. В нашем районе (по сравнению с прошлым годом) реализация пива через торговую сеть райпо уменьшилась на 10 тысяч литров. Тенденция к уменьшению потребления есть только у этого слабоалкогольного напитка. Цена повлияла на спрос? Сомнительно, продукция подорожала незначительно. Напомню читателям, что в феврале 2010 года было запрещено его распитие в общественных местах. Утверждать, что именно это снизило спрос на пиво, пожалуй, слишком смело. Хотя запрет все же вытеснил с улиц этот напиток, чем и сделал его менее популярным. Кстати, у этого метода тоже было очень много противников.
Болезни, преступность, травматизм, разбитые семьи, страдания детей и родных — разве не аргументы в пользу запрещающих мер в борьбе с пьянством?
А каково ваше мнение, уважаемые читатели? Если есть желание поделиться им — пишите в редакцию районки или высказывайтесь на нашем сайте www.voran.by.
Ольга Воробьева.
Фото Олега БЕЛЬСКОГО и из сети Internet.
**********
В нашем мозгу находится пятнадцать миллиардов нервных клеток. Каждую питает кровью свой микрокапилляр. Но когда к нему подходит алкогольная склейка эритроцитов, то она его забивает, и снабжение кислородом прекращается. Проходит около 8 минут — и очередная мозговая клетка нейрона человека безвозвратно и навсегда погибает. Следствие каждой выпивки — тысячи погибших мозговых клеток.
**********
Этиловый спирт является типичным представителем ядов общетоксического действия, к которым, помимо него, относятся синильная кислота и угарный газ. Под действием этанола рушится все, а в первую очередь — нервная и сердечно-сосудистая системы.
Слабые мышцы, тромбы в сосудах, диабет, усохший головной мозг, раздутая печень, ослабленные почки, импотенция, депрессия, язва желудка — это лишь примерный перечень того, что вы можете “заработать”, употребляя алкоголь.