Азбука рачительности для малышей

Актуально 26 апреля 11 2175
Азбука рачительности для малышей
К сожалению, экономно расходовать тепло, электроэнергию, природный газ, воду и другие ресурсы мы пока не научились. Но, как говорится, учиться никогда не поздно. И если для нас, взрослых, основным толчком  к этому служит очередная «потяжелевшая» жировка в почтовом ящике, то наших детей в силу их возраста подобные экономические вопросы пока не особенно волнуют. Хотя  знания об экономике и бережливости им, как подрастающему поколению, не помешают.
Такого же мнения придерживается и А.Ф. Кудерко, заместитель заведующей по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №1 г.п. Вороново»:
— Нужно учить человека экономить и беречь с детства. Впоследствии эти знания, полученные еще в дошкольном возрасте, помогут личности лучше ориентироваться в общественной жизни.
— Как я полагаю, часто они зависят не только от степени подготовленности педагогов, но и от умения творчески подходить к организации жизни дошкольников в условиях детского сада…
— Решению данной задачи во многом способствует и экономическое воспитание детей в дошкольном возрасте с использованием разнообразных видов деятельности. В нашем детском саду по экономике и бережливости ведется целенаправленная работа: в методическом кабинете разработаны рекомендации по экономическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется специальная методическая литература, сказки, пословицы, поговорки, загадки, логические задачи на экономическую тематику… Все это помогает воспитателям и родителям в занимательной форме ознакомить дошкольника с основами науки экономики. Важно научить детей ценить и понимать окружающий мир предметов, воспитывать привычку беречь природные богатства: воду, тепло, электроэнергию, газ. Ведь экономя природные ресурсы, каждый из нас сберегает труд огромного количества людей, приумножает богатства страны.
Понимая актуальность данного вопроса, педагоги нашего дошкольного учреждения стараются дать воспитанникам элементарные экономические знания через занятия, игру и их повседневную деятельность. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы и таким образом «обучаются» экономике. В «Семье», «Фирме», «Ателье» и других ребята выступают в разных ролях, создают реальную обстановку, где проявляют себя в различных ситуациях.
Воспитание бережливости у нас происходит через общение со сказкой, рассказом и устным народным творчеством (например, «Кошкин дом» С. Маршака, «О рыбаке и рыбке» А. Пушкина, русская народная сказка «Морозко»). Проводятся беседы по художественным произведениям, обсуждение проблемных ситуаций, постановка, решение экономических задач.
Овладение навыками бережливости происходит в ходе общения детей и взрослых в повседневной жизни, анализируя те или иные поступки, уточняя представление о добре, справедливости и бережливости.
Проводится работа с детьми по практической деятельности — ребята наблюдают за краном в умывальной комнате (на снимке), проверяют, не горит ли без необходимости свет, везде ли оклеены окна. Важной задачей для педагогов является научить детей быть «экономами» и «берегомами»!
— Но, согласитесь, воспитание малыша в данном направлении невозможно без участия родителей, ведь первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье…
— Безусловно. Еще Аристотель писал, что привычки, приобретенные в детстве, определяют всю дальнейшую жизнь человека. И положительный пример взрослого в экономии и бережливости всех ресурсов играет первостепенную роль в экономическом воспитании дошкольников.
— А взрослые детского сада «Солнышко» какой пример подают своим воспитанникам?!
— (Смеется) Конечно, положительный! Весь коллектив нашего дошкольного учреждения следит за  расходованием воды и электроэнергии, за сохранением тепла в помещении. (Неоднократно работа яслей-сада по экономии электроэнергии  была с положительной стороны отмечена отделом образования — прим. автора.) Так что это про нас: экономные воспитатели — бережливые дети!
Беседовала Светлана ВОДЕЙКО.