Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо

Актуально 18 января 11 2410
Конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо
Накануне Нового года Президент Республики Беларусь подписал документ, которого с нетерпением ждали в предпринимательской среде, — Директиву №4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь”. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности и формирование инвестиционного климата — один из важнейших факторов роста экономики страны, об этом говорил Глава государства еще на IV Всебелорусском народном собрании в начале декабря ушедшего года. Тогда же Президент четко определил и суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция — везде, где возможно, государственное регулирование — там, где необходимо. В Директиве №4 этот принцип стал одним из ключевых.
 Подписанный документ важен прежде всего тем, что дает четкий сигнал всем органам госуправления о том, что бизнес — один из важнейших приоритетов экономической политики. Основные его положения — это прежде всего свободная конкуренция, свободное ценообразование (отмена ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), сохранится государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.
Условия конкуренции на белорусском рынке приобретут более четкие черты. В Директиве №4 сказано: “не допускать установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг)”. Большое значение имеет и упрощение заявительного принципа, ведь раньше многих людей, которые хотели осуществлять предпринимательскую деятельность, пугал именно громоздкий процесс оформления необходимых документов. Директивой №4 также будет введена электронная государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе создание веб-портала Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь. Кроме того, подписанный документ ориентирует на то, что налоговое законодательство должно стимулировать деловую инициативу и добросовестное исполнение налоговых обязательств. Пунктом 4 Директивы установлено: обеспечить проведение на постоянной основе работы по снижению налоговой нагрузки, включая вопросы распределения пенсионной страховой нагрузки между нанимателями и работниками, а также обеспечить введение в налоговой системе механизмов, позволяющих плательщикам, получившим убытки (в том числе в начале деятельности), минимизировать их за счет будущей прибыли. В четвертом пункте прописано, что формироваться инновационные фонды будут исключительно за счет отчислений организаций, находящихся в подчинении (входящих в состав, имеющих долю государственной собственности в уставных фондах) государственных органов и государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь и т.д.
Основная задача контролирующих органов — “предупреждение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности”. Поэтому документом предлагается исключить излишние проверки деятельности субъектов предпринимательства. В частности, в рамках законодательства в сфере контрольно-проверочной деятельности должна быть предусмотрена норма о том, что прибыльно работающие и исполняющие свои обязательства перед госбюджетом субъекты предпринимательства могут проверяться не чаще одного раза в пять лет.
Будут ликвидированы излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами. Для этого кардинально сократится количество административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов предпринимательской деятельности, в том числе посредством обеспечения реализации принципа «одно окно».
Очень важный вопрос, затронутый в Директиве, касается снижения до адекватного уровня штрафных санкций за те или иные просчеты. Взыскания и штрафы должны быть соразмерны “характеру правонарушения и степени причиненного им вреда”. В частности, Директивой предлагается установить запрет на конфискацию имущества за совершение административных правонарушений, если они не связаны с незаконным вовлечением товаров в оборот, допускающим причинение ущерба государству в виде неуплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Также “снизить штрафную нагрузку на субъекты хозяйствования и их должностных лиц применительно ко всем составам административных правонарушений в случаях добровольного возмещения или устранения причиненного вреда либо исполнения возложенной на лицо обязанности (даже впоследствии), совершения физическим лицом административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств”.
Документ получился большим и комплексным, а особенностью его стало то, что в подготовке участвовали бизнес-структуры. Многие их предложения были учтены в окончательном варианте. В течение трех месяцев Совет Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом разработают и утвердят план мероприятий по реализации положений настоящей Директивы с указанием исполнителей и сроков выполнения.
P.S. Мнения специалистов и предпринимателей о Директиве №4 будут опубликованы в последующих номерах газеты.
В принятом документе разбиралась Наталья ПЕТИНА.