155 лет роману Салтыкова-Щедрина М.Е. «История одного города»
Сатира Салтыкова-Щедрина – особое явление в русской литературе. Его индивидуальность заключается в том, что он ставит перед собой принципиальную творческую задачу: выследить, разоблачить и уничтожить. Салтыкова-Щедрина надо знать и читать.
Он вводит понимание социальных глубин и закономерностей жизни, высоко возносит духовность человека и нравственно очищает его. Острый ум, смелость и тяга к высмеиванию пороков – так можно охарактеризовать Михаила Салтыкова-Щедрина и его творчество в целом.
Замысел «Истории одного города» формировался у Салтыкова-Щедрина в течение нескольких лет. В 1868 году писатель приступает к непосредственной работе над новым романом. Работа над текстом продолжается в течение 1869-1870 гг. Интересно, что первоначально произведение носит название «Глуповский Летописец». Заглавие «История одного города» появляется позже.
В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), но до конца года приостанавливает работу, чтобы осуществить идею создания сказок («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»).
Вернувшись к работе над повестью, уже в № 1-4, 9 («Отечественные записки») 1870 года он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города». По подлинным документам её издал М. Е. Салтыков-Щедрин.
Произведение создано в формате повествования летописца о прошлом города Глупова. Исторические рамки ограничены 1731-1826 годами.
Роман начинается главой «Обращение к читателю», в которой автор подражает старинному слогу. Согласно этой главе цель автора произведения «изобразить преемственно градоначальников, в город Глупов от российского правительства в разное время поставленных».
Глава «О корени происхождения глуповцев» – откровенная пародия на летописи, но, помимо этого, ещё и злая сатира на город.
Глава «Органчик» описывает градоначальника Брудастого с его обширнейшим лексическим запасом, который вполне вмещался в две любые резолюции: «Разорю!» и «Не потерплю!». В этой главе Салтыков-Щедрин описал систему бюрократического аппарата.
Исторические лица в романе не только упоминаются. Автор описывает их с помощью иносказания.
В глуповских градоначальниках легко узнать правителей России. Так, Василиск Бородавкин своей тягой к реформам и просвещению напоминает Петра I. В голштинском выходце Богдане Богдановиче Пфейфере угадывается Пётр III.
А глава «Сказание о шести градоначальниках» является отражением эпохи дворцовых переворотов. Тогда за русский трон боролись императрицы.
Кроме исторических событий, в «Истории одного города» пародируется бюрократия.
В главе «Оправдательные документы» Салтыков-Щедрин высмеивает и казённый стиль, и бессмысленность огромного количества уставов, положений и прочих документов своей эпохи.
Произведение Салтыкова-Щедрина практически полностью построено на иносказании. Пример гротеска мы найдём уже в самом начале романа. В описании головотяпов, которые «имели привычку «тяпать» головами обо всё, что бы ни встретилось на пути. Стена попадется – об стену тяпают; богу молиться начнут – об пол тяпают».
Кроме того, писатель вводит в повествование множество фантастических элементов. В романе есть градоначальник с фаршированной головой – майор Иван Пантелеич Прыщ. Ещё один градоначальник, Антон Протасьевич Маркиз де Санглот, был настолько легкомысленным, что летал по воздуху. Возможно, именно благодаря гротеску и многочисленным фантастическим элементам, «Историю одного города» цензоры допустили к печати.
В романе Салтыкова-Щедрина смешивается настоящее, прошлое и будущее.
Смешивается фантастическое и остро злободневное. О том, что сатира Салтыкова-Щедрина направлена против современности, а не против истории, говорят его собственные слова:
«Не «историческую», а совершенно обыкновенную сатиру имел я в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобною».
Слова эти были ответом критикам. Дело в том, что большинство из них увидели в «Истории одного города» только издевательство над русским народом и его историей. Салтыков-Щедрин был категорически против такой трактовки.
«Неизменным предметом моей литературной деятельности был протест против произвола, лганья, хищничества, предательства, пустомыслия и т. д. Ройтесь, сколько хотите, во всей массе мною написанного, – ручаюсь, ничего другого не найдёте».
И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».
Спустя полвека М. Горький говорил: «Необходимо знать историю города Глупова, – это наша русская история; и вообще невозможно понять историю России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина – самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и неустойчивости…»
Людмила ФУРМАН,
заведующий отдела маркетинга, социокультурной деятельности и методической работы ГУК «Вороновская районная библиотека».