Спасти учителей от бюрократии. Как указание Президента выполняется на практике

Общество 04 декабря 24 178
Спасти учителей от бюрократии. Как указание Президента выполняется на практике

Выполнение несвойственных функций – тема, к которой руководителю любой организации приходилось обращаться.

На августовском пленарном заседании Республиканского педагогического совета Президент Беларуси Александр Лукашенко поднял вопрос о том, как изменилась за последнее время ситуация с высокой загруженностью учителей несвойственными им функциями. «В прошлом году Министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя – учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», – подчеркнул Президент. Он предупредил министра образования, представителей местной исполнительной власти, что в школы должны поступать документы, касающиеся только образования и воспитания. Как складывается ситуация в этом направлении на практике, нам рассказала Ольга Тарасюк, начальник управления образования Лидского районного исполнительного комитета.

По ее словам, выполнение несвойственных функций – тема, к которой руководителю любой организации приходилось когда-либо обращаться, оценивая поступающие для исполнения запросы и поручения.

6546546.jpg
– На Республиканском педагогическом совете 27 августа 2024 года Глава государства поставил задачу искоренить бюрократическую нагрузку на учителей и выполнение несвойственных им функций. В нашем районе это стало задачей как для управления образования, так и для руководителей учреждений образования. Начали с себя – с управления образования, –
 отмечает Ольга Тарасюк. – Проанализировали количество запрашиваемой у учреждений образования информации. Конечно, сегодня не обойтись без получения обратной связи по выполнению важных и оперативных поручений. Функции контроля и анализа остаются необходимыми и важными для повышения качества образования. Пересмотрели подходы к сбору статистической информации, оптимизировали пересекающиеся запросы. Сегодня видим, где, что и как в этой части можно оптимизировать еще.      

Пересмотрели взаимодействие с заинтересованными, в том числе субъектами профилактики, проанализировали поступающие запросы. По отдельным позициям совместно переформатировали взаимодействие. Уже давно отсутствует практика запрашивания информации субъектами профилактики напрямую у учреждений образования, но, если такие единичные случаи возникают, находится компромиссное решение. 

Из практики проведенного в последнее время изучения – рекомендовали отдельным учреждениям исключить ведение документов, не требуемых нормативными актами или методическими рекомендациями. В ходе комплексного изучения выявили случай возложения на педагога несвойственных ему функций – ситуация устранена. Наверное, в этом тоже часть нашей задачи – помочь увидеть то, что было не замечено или по-другому расценено в учреждении образования. 

Внесены коррективы в направление учебно-методическим кабинетом запросов в учреждения образования – только по согласованию с начальником управления образования. Ввиду оптимизации запросов у методистов остается больше времени на выполнение непосредственных обязанностей, связанных с методическим сопровождением образовательного процесса, а также конкурсных мероприятий по различным направлениям образовательной деятельности. 

Вместе с тем руководители учреждений образования и педагоги понимают, что на первый взгляд несвойственные функции, не такие уже и несвойственные, если за их выполнение коллективным договором предусмотрены средства материального стимулирования. Поэтому, конечно, к каким-то вопросам приходится дополнительно возвращаться. 

Сегодня в центре внимания выполнение постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164 (в редакции от 05.11.2024), в котором четко определен перечень документов, обязательных для ведения отдельными педагогическими работниками учреждений общего среднего образования. Документ проработан с руководством учреждений образования. Изучен он и в учреждениях образования, где-то возникла необходимость напомнить и о должностных инструкциях. Еще раз обращено внимание на то, что грамотное, своевременное ведение педагогами установленной документации исключает необходимость запрашивать, к примеру у классного руководителя, сведения о проведенной работе по тому или иному актуальному вопросу, если вся интересующая руководство информация отображена в учете организационно-воспитательной работы. 

Единое понимание нормативной правовой базы, точное выполнение каждым работником возложенных на него функций – еще один шаг к повышению дисциплины и порядка. 

 Далее Ольга Зигмундовна предложила изучить этот вопрос на примере одной из лидских школ. При этом рекомендовала пообщаться как с администрацией учреждения, так и педагогами – ведь каждый на своем уровне в рамках должностных обязанностей сталкивается с различным перечнем документации. Вот что нам рассказали. 

Татьяна Кучура, директор ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды»:

Кучура.jpg
– Обеспечение выполнения работниками должностных обязанностей и недопущение осуществления несвойственных им функций вижу одной из важных составляющих в работе руководителя учреждения образования. Принятие Министерством образования постановления от 05.11.2024 № 143 «Об изменении постановления Министерства образования Республики Беларусь от 27.12.2017 № 164» обязало пересмотреть перечень документов, образующихся у нас. И сегодня в нашей школе обеспечено выполнение этого постановления. В том числе проведена детальная сверка документов в отношении педагогов-психологов и педагогов социальных, с тем чтобы не допустить ведение по их инициативе не требующейся планирующей или учетной документации. Внимание заместителей директора обращено на обеспечение контроля за качеством и своевременностью ведения подчиненными работниками соответствующей документации.  


Также хочу отметить уменьшение количества запросов, поступающих из управления образования, учебно-методического кабинета, и это, несомненно, говорит об оптимизации деятельности структурных подразделений на уровне управления образования. 
  
Татьяна Касач, заместитель директора по учебной работе ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды»: 

Ксач.jpg
– Контрольно-аналитическая деятельность – одна из основных функций, закрепленных в моих должностных обязанностях. Процесс непрерывный, можно сказать, ежедневный. В моей управленческой практике – минимальное привлечение педагогов к предоставлению и обработке статистических данных. Ведь вся необходимая информация, касающаяся результатов учебной деятельности, содержится в классных журналах. Касаемо изменений в перечне документов, хотела бы обратить внимание на целесообразность дифференцированного подхода к планированию урока учителем. Считаю, что опорная схема урока, которая определена для более опытного педагога, позволит ему больше времени уделить подготовке дидактического материала к учебному занятию. При этом внимание заместителя директора может быть переключено на более системное методическое сопровождение подготовки поурочного планирования молодыми педагогами.   





Ольга Козликина, заместитель директора по воспитательной работе ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды»:

Козликина.jpg
– В продолжение сказанного коллегой отмечу, что имеющаяся в классных журналах информация используется для анализа проводимой идеологической, воспитательной и социальной работы, в том числе для контроля выполнения поручений вышестоящих организаций по проведению необходимых информационно-разъяснительных мероприятий с учащимися. Именно из классного журнала берется информация о занятости учащихся во внеучебное время. От классного руководителя требуется достоверность сведений о посещаемых объединениях по интересам, факультативных и иных занятиях. И все же новая редакция постановления потребовала пересмотреть подходы к сбору информации, к примеру, сведений о посещаемости мероприятий шестого школьного дня, информации о мониторинге социальных сетей.






Людмила Гладкая, классный руководитель 9-го «Б» класса, ГУО «Средняя школа №15 г. Лиды»: 

Гладкая.jpg
– Классный руководитель – это педагог, который наиболее тесно общается с учащимся и его законными представителями, более полно владеет актуальной информацией о классном коллективе. Выполняет немало обязанностей, необходимых для решения задач по воспитанию и социализации детей. Объем этой работы и был учтен при установлении надбавки за классное руководство. В нашей школе предусмотрены и иные виды материального поощрения классных руководителей за качественно выполненную работу – организацию экскурсий, результативное участие класса в трудовых акциях, конкурсных мероприятиях и многое другое. Как классный руководитель, веду установленную перечнем документацию, при необходимости предоставляю руководству учреждения образования. А по форме ведения протокола родительского собрания уже получены четкие установки.  


Как видим, наличие определенных видов документации (в зависимости от вида педагогической деятельности) – это объективная необходимость. Но их перечень строго регламентирован соответствующим нормативным актом. В последнее время была проведена серьезная ревизия по этому направлению; лишний документооборот, если был выявлен, устранен. Это создает условия для совершенствования работы с учениками.

Ведь дополнительное время, уделенное им, никогда не бывает лишним. Как знать, может, как раз какие-то пятнадцать минут беседы с учителем кому-то помогут определиться в профессии, кого-то уберегут от необдуманного поступка, а кому-то просто дадут уверенность в своих силах. В любом случае все это будет способствовать поднятию престижа профессии педагога и укреплению взаимоотношений с учениками и их законными представителями. А значит, позволит выпустить во взрослую жизнь целостную личность, способную объективно оценивать реальность и строить свою жизнь в соответствии с традиционными устоями общества.
Елена КОРОЛЕВИЧ
https://grodnonews.by/