Хорошо там, где нас нет. Как Беларусь отошла от пропасти в 90-х и развивается в сложных геополитических условиях сегодня
Благодарными нужно быть тем, кто развивает страну в нынешних сложных условиях.
Наблюдая, что сейчас происходит в мире на рынке труда, и сравнивая прошлую (из 90-х) и нынешнюю ситуации в Беларуси, в очередной раз поймала себя на мысли, насколько нужно быть осторожной в оценках по принципу «здесь и сейчас», без учета возможного развития событий во времени.Приведу некоторые примеры. В начале 2000-х пришлось общаться с человеком, который взахлеб рассказывал о том, как профсоюзы на Западе отстаивают интересы своих членов, что у них стратегия сотрудничества с нанимателем расписана чуть ли не на полвека вперед… Зная, какая непростая ситуация на тот момент была на наших белорусских предприятиях, я спросила, а что можно взять с нанимателя, если он обанкротится, если случится какая-то непредвиденная ситуация, когда он будет обязан сократить людей или вообще закрыть производство. На что мне с пафосом ответили, что это проблемы нанимателя, но он обязательно выполнит свои обязательства (интересно, какие в этом случае?).
Санкционный рикошет
Как говорится, не прошло и двадцати лет, и мы читаем новости: «С 1 декабря 2024 года профсоюз работников Volkswagen в Германии объявил о начале забастовки. Акция стала реакцией на финансовые трудности компании... На фоне сложной экономической ситуации руководство концерна предложило меры, которые включают сокращение заработной платы на 10%, закрытие нескольких заводов и возможные увольнения. Сторонники жесткой экономии внутри концерна хотят сократить до 30 тысяч работников».А дальше – о шок! Для спасения автопрома Германии предлагается вернуться к практике периода кризиса 1994-2006 годов, когда в результате перехода на четырехдневную трудовую неделю рабочее время на заводах Volkswagen сократилось на 20% с соответствующим снижением зарплат. Как! В святая святых Германии? И это не в Беларуси, где после введения кучи пакетов санкций, которые мы уже привычно складываем в мешки, предприятия работают стабильно? Вот так и рушатся стереотипы…
Читаем новости дальше: «Закрытие производств самого популярного немецкого автомобильного бренда станет очередным ударом по германской экономике, которая в последнее время терпит фиаско. Сокращаются как мировой спрос на экспорт из страны, так и покупательная способность ее граждан, растет безработица, ускоряется спад в промышленности. ФРГ стремительно теряет привлекательность как место ведения бизнеса».
Кстати, о закрытии промышленных предприятий, равно как и о забастовках медиков, все чаще стали прилетать весточки из Польши. Аграрии из Евросоюза уже который год терпят убытки из-за непродуманной политики руководства своих стран.
Как говорится, приплыли. Так кто на кого санкции накладывал? И что сейчас их профсоюзы могут сделать, кроме как организовать протестную акцию, которая ни на что не повлияет? Разве только разнообразит информационную повестку в СМИ.
В интересах белорусского народа
Дальше, без конкретной географической привязки (просто потому, что такие ситуации были практически повсеместно) приведу белорусский пример. Городок районного подчинения, 12 тысяч населения, 4 тысячи из которых трудятся на градообразующем предприятии. Этот завод некогда, как и многие другие, работал на весь Советский Союз, с распадом которого такого количества продукции, на которую рассчитаны производственные мощности, стало не нужно. А зарабатывать-то надо, работников и их семьи обеспечивать зарплатой надо. Но откуда брать эти деньги, если сбыта продукции нет? Вот и стало там совсем печально…Исправить ситуацию предложили гости заграничные, данайцы, дары приносящие. А предложение их было такое: выкупить этот завод, вдохнуть в него вторую жизнь, модернизировать. Красивая перспектива, правда? Но было одно условие… оставить там работать только 170 человек. То есть одномоментно оставить без работы более 3,8 тысячи из 12 тысяч проживающих в городке. Скажите, а кому такой завод нужен? Ну, кроме новых хозяев, конечно?
Вот и стало районное и областное руководство вместе с правительством нашей страны думать, как выйти из сложившейся ситуации. Да, нелегко было. Постепенно некоторая часть работников уволилась, нашла новую работу. Кто-то поменял и место жительства. Кто-то открыл свое дело. Но это было постепенно!
Для исправления ситуации потребовался не год, не два и даже не пять. Через боль и слезы женщин, опасавшихся, что не будет чем кормить детей, через триллионы разрушенных нервных клеток руководителей этого завода и чиновников, просчитывающих шаги для предотвращения трагедии, через личное участие в жизни коллектива Президента Беларуси Александра Лукашенко, который неоднократно там бывал.
Сейчас на предприятии наладили производство новой продукции, переориентировали рынки сбыта традиционной. Потихоньку все стало на свои места: и работают без простоев, и зарплата своевременная. А у тех, кто на сдельной работе – так и более чем хорошая.
Этот пример – один из многих, с которым Александру Григорьевичу пришлось столкнуться в начале его президентской деятельности. Не дать скатиться стране в пропасть, накормить и обезопасить народ – была задача первостепенной важности. И, как видим, эту задачу он блестяще решил! Получили второе дыхание старые предприятия (МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, БМЗ), максимально сохранены трудовые коллективы, построены новые, высокотехнологичные (Белорусская атомная электростанция, Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень», завод «БЕЛДЖИ», Белорусская национальная биотехнологическая корпорация и другие).
Кстати, и белорусские профсоюзы не оставались в стороне все эти годы. Только они не выводили людей на протесты, а старались оказывать конкретную помощь людям. Если надо, то и другую работу помогали подыскать. И теперь стоят на защите интересов трудящихся, следят за условиями работы: чтобы безопасно было на рабочих местах и комфортно в бытовках, да и в трудовых спорах помогают…
Хорошо там, где нас нет
И вроде бы все хорошо, дальше бы жить и радоваться, развивать, то, что имеем. Но, как иногда бывает после тяжелой и продолжительной болезни, случаются какие-то осложнения. Так вот, одним таким осложнением после 90-х у некоторых белорусов является критика всего, что делается у нас, и восхищение всем западным и заокеанским. Особенно тяжелые приступы у них случаются, когда Беларусь добивается очередных успехов. Да ладно бы сами болели, но эту инфекцию они пытаются распространить и на своих детей, и на окружающих. Как результат – некоторые уезжают жить и работать за границу.Нет, я не собираюсь призывать установить железный занавес, чтобы никого не выпускать! Я хочу, приведя некоторые примеры, порассуждать о целесообразности этого поступка. И если у кого-то там, на чужой земле, сложится все хорошо, давайте порадуемся: нашел человек свое место под солнцем. Только надо понимать, что успешно жить на чужбине – это удел немногих. И преимущественному большинству не стоит льстить себе.
Дело даже не в степени образованности и языковом барьере. Язык, хотя бы на бытовом уровне, можно выучить, попав в соответствующую языковую среду. А вот наличие образования – совсем не гарантия того, что вас там примут с распростертыми объятиями. Тут уже вступают в действие менталитет народа и идеология государства-реципиента.
Для того чтобы вам там было комфортно на морально-психологическом уровне, нужно быть с невероятно пластичной психикой. Кстати, большинство людей с высшим образованием, кто вернулся в Беларусь, в первую очередь отмечают именно эту причину. Каким бы хорошим специалистом вы ни были, там вы останетесь все равно чужим. Да, вами заткнут кадровую брешь в той же Польше – им деваться некуда, свои специалисты уехали искать лучшей жизни. Но карьерного роста ждать не придется и своим вас там не будут считать никогда.
А вот люди без образования и не с такой ранимой психикой, но им понадобится недюжинное физическое здоровье, чтобы остаться там. Приведу примеры свежих вакансий, которые нашла на просторах интернета.
- «Разнорабочие на мясокомбинат. Оплата: первый месяц 13 зл. в час, со второго месяца 13,5 зл. в час. Среднее количество часов в месяц: 260 – 300».
- «Упаковщик на складе ящиков. Работа в 3 смены по 10 часов».
- «Разнорабочие на птицефабрику. Среднее количество часов в месяц: 240 – 320».
- «Мужчины на работу в супермаркет. Оплата: 1 месяц – 14,5 зл. в час, со 2 месяца – 15 зл. в час (до 26 лет + 1 зл. в час). Условия проживания: 4 – 6 человек в комнатах. Душ, стиральная машина, сушилка, утюг, газовая плита. Работа день, ночь по 12 часов».
Дайте угадаю, что вы первое начали считать. Зарплату! Верно? А вы посчитайте, сколько нужно на эту зарплату вкалывать. Вот то-то и оно! По 10 – 12 часов шесть дней в неделю. И на перекуры, как у нас, не сильно побегаешь.
Вы обратили внимание на текст в скобках в последнем объявлении? Да, там нужна молодая и здоровая рабсила – в возрасте до 26 лет самая физическая прыть. Кстати, такие уточнения в объявлениях о вакансиях встречаются достаточно часто.
А вот после того, как вы, взрослый человек, поживете в условиях студенческого общежития по 4-6 человек в комнате да поработаете на износ, доживать и лечиться вернетесь в Беларусь. Потому что отработанный материал – именно так к вам относятся работодатели – там никому не нужен. И заработанные деньги будете тратить не на красивую жизнь, а на поддержание фармацевтической промышленности. На лекарства, говоря простым языком. А вдобавок и пенсия у вас будет минимальная – ведь не платили страховые взносы в белорусский Фонд соцзащиты. И что, оно того стоит?!
Что выбираем: журавля в небе или синицу в руке?
К чему я веду… Да, у нас, в Беларуси, зарплаты может и уступают по размерам, но оценивать следует не сумму, а то, на что ее хватает. На одном из сайтов, рекламирующих жизнь «не у нас», я нашла цифры этого года. Произвольно взяла для рассмотрения страны и позиции с ценами. Чтобы они удобно усваивались, свела их в таблицу, а цены перевела в белорусские рубли. Дабы сравнили вы их сами каждый со своим доходом.И еще. Я ни в коем случае не хочу обидеть людей, не имеющих образования. Каждому свое. Бывает, что кому-то даны только способности к наукам, а кому-то – золотые руки и доброе сердце. Главное, нужно понимать, что даже если ваша квалификация не позволяет работать на высокооплачиваемой работе, в Беларуси жить можно. Только для этого нужно не ныть, а хоть немного шевелиться. Особенно, если проживаешь в сельской местности, имеешь свой огородик, минимальное хозяйство, свободный доступ (не как в Европе, за деньги) к природным ресурсам – лесу, водоемам – жить можно вполне достойно. Кстати, именно на селе в нашей стране проблема с жильем решается быстро и на очень хороших условиях.
Что тут можно сказать в заключение? Ценить надо то, что имеем. Ценить, беречь и приумножать. И благодарными нужно быть тем, кто сумел отвести страну от пропасти в 90-х прошлого столетия, кто развивает ее в нынешних сложных геополитических условиях. Время выбрало нас жить в этот непростой, но очень интересный период, дающий нам право самим определять свой дальнейший путь.
Регина КАРПОВИЧ
Фото:БЕЛТА