Уступать не уступать? Разбираем основные правила поведения в общественном транспорте
Фактически никто не имеет права поднять вас с места, но всегда могут попросить уступить.
Ежедневно практически каждому жителю областного центра приходится пользоваться общественным транспортом. Не ошибусь, если скажу, что все мы бывали свидетелями, а то и участниками разгоревшихся конфликтов между пассажирами. Как правило, больше всего недоразумений вызывает вопрос, кто и кому должен уступать место и должен ли вообще? За ответом обратились в ОАО «Автобусный парк города Гродно».Занять можно любое место
Как подчеркнул заместитель директора по перевозкам Андрей Эйсмонт, приобретая проездной билет, пассажир автоматически заключает договор с перевозчиком, который предполагает наличие прав и обязанностей. Например, пассажир получает право на качественную услугу, безопасную перевозку. Но наряду с правами есть обязанности, о которых порой забывают. Вот несколько самых показательных примеров.Подъехав к остановке, водитель открывает двери автобуса, чтобы его могли покинуть те, кто приехал. Но есть те, кто старается втиснуться в толпу выходящих пассажиров. Толкание локтями, дискомфорт, как результат – подпорченное настроение и, возможно, несколько отдавленных ног.
Войдя в салон, первым делом мы оплачиваем проезд. Затем оглядываемся в поиске свободных мест. Если такое имеется, усаживаемся. Здесь стоит сразу отметить, что пассажир имеет право занять любое свободное место, в том числе отмеченное как место для людей с инвалидностью, пенсионеров и пассажиров с детьми. То есть фактически никто не имеет права поднять вас с места, но всегда могут попросить уступить.
Но бывает так, что те, кому места не досталось, не считают нужным просить. Они просто гневно наблюдают за сидящими пассажирами, а иногда бросают в их адрес довольно нелестные выражения. Больше всего негатива достается молодому поколению. Приведу в качестве примера недавно услышанную цитату, с которой пожилая женщина обратилась к подростку: «Где ж вы успели так устать, что сразу усаживаетесь?» Однако до этого она никак не взаимодействовала с молодым человеком, лишь небрежно толкала его сумкой. А откуда нам знать, успел он устать или нет? Беспокоит ли его здоровье и в силах ли он простоять всю поездку?
Чтобы избежать этого, всегда можно поинтересоваться, не трудно ли сидящему пассажиру уступить место. Поверьте, после вежливого обращения мало кто откажет. И согласитесь: сидящие совсем не обязаны на каждой остановке вглядываться в лица вошедших, чтобы по одному взгляду понять, что надо уступить место.
Не прослыть невежей
Объективности ради скажем, что зачастую ситуация, касающаяся того, кто и где будет сидеть, решается еще на старте. Когда в салон входят пожилые люди, беременные женщины или мамы с маленькими детьми, другие пассажиры охотно уступают им место. По словам Андрея Эйсмонта, это указывает на высокие моральные качества людей.– Вместе со всеми официально прописанными правилами у каждого пассажира должна быть и общечеловеческая мораль. В автобусе или троллейбусе есть специально отведенные места для уязвимых категорий населения, и они отмечены не просто так. Усаживаясь на это место, обратите внимание, нет ли среди окружающих тех, кому оно нужнее, – сказал Андрей Эйсмонт.
Еще одно нарушение, которое многим не дает покоя – пренебрежение личными границами. Согласитесь, после утомительного дня хотелось бы проехать в относительной тишине. Но тут появляются подростки с громкой музыкой или кто-то на весь салон разговаривает по телефону. В этой ситуации можно смело делать замечание, ведь в правилах четко прописано, что создавать неудобства другим пассажирам запрещено.
– Если разгорается серьезный конфликт, лучше всего обратиться к водителю, чтобы разрешить ситуацию. Когда пассажир находится в неадекватном состоянии, например, в сильном алкогольном опьянении, и своим поведением нарушает дисциплину в салоне, водитель вправе отказать ему в поездке, – пояснил Андрей Эйсмонт.
А с животными можно?
В автобусный парк поступает немало обращений с вопросами о поездке с животными.– Мы придерживаемся мнения, что общественный транспорт в первую очередь для людей. Среди пассажиров могут быть те, у кого аллергия на шерсть, или те, кто испытывает дискомфорт при виде, к примеру, большой собаки. Да и само животное может испытать стресс, начать лаять, и это напугает детей, едущих в автобусе, – сказал замдиректора.
Если с вами небольшая собака или кошка, она должна находиться в переноске с адсорбирующим дном. А вот перевозить в общественном транспорте крупных животных можно только с разрешения перевозчика.
В тему
■ Перед тем как войти в общественный транспорт, нужно убедиться, что салон покинули все желающие.■ Если у вас с собой рюкзак или сумка, снимите их с плеч и возьмите в руку.
■ Во время поездки стоит воздержаться от громкого телефонного разговора или просмотра видеороликов.
■ Размещать ручную кладь на отдельных сиденьях, в проходах или на площадке у дверей автобуса/троллейбуса нельзя.
Милана ДУДКО
Фото:из открытых интернет-источников