У нас – честно и открыто. А у них? Валентин Семеняко – об особенностях проведения западных избирательных кампаний и откровенных противоречиях в них

У нас – честно и открыто. А у них? Валентин Семеняко – об особенностях проведения западных избирательных кампаний и откровенных противоречиях в них

У нас – честно и открыто. А у них? Валентин Семеняко – об особенностях проведения западных избирательных кампаний и откровенных противоречиях в них

Выборы Президента Республики Беларусь – важнейшее событие в нашей стране. К нему приковано серьезное внимание всего белорусского общества. Но не только. Электоральная кампания в Беларуси привлекает немало внимания со стороны европейских государств. Нам не привыкать. Ни к тому,  что западные «демократы» любят совать нос в наши внутригосударственные дела, ни к тому, что стремятся навязать свою политику и законы. Благо белорусы научились распознавать реальные намерения таких советчиков, которым, кстати, не помешает поискать соринки в своем глазу. Особенно в части организации и проведения выборов – там немало вопросов и сомнений. 

Специально для «ГП» председатель Постоянной комиссии по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валентин Семеняко рассказал об особенностях проведения западных избирательных кампаний и откровенных противоречиях в них.   

Все по закону

Первым делом Валентин Семеняко подчеркивает: выборы в Беларуси – прямые, всеобщие и открытые. Это задекларировано в Конституции, Избирательном кодексе и других законодательных актах, которые регулируют электоральные процессы.

– На сегодняшний день в нашей республике сложилась достаточно понятная, прежде всего для участников и организаторов электоральных кампаний, избирательная система, которая позволяет осуществлять все необходимые процедуры в соответствии с национальными интересами. Это выборы Президента, депутатов всех уровней, членов Всебелорусского народного собрания, республиканские и местные референдумы. Все эти вопросы отрегулированы в соответствии с практикой применения. Буквы закона нам трактуют все основные процессы, связанные с подготовкой, организацией и проведением выборов, – отмечает Валентин Семеняко. – Если сравнивать процедуру выборов  у нас в стране и в других государствах, то, на мой взгляд, наша система имеет ряд преимуществ. Например, если касаться недавних выборов президента в Соединенных Штатах Америки, там имеет место многоуровневая система организации избирательной кампании. Не всегда понятная и не всегда прозрачная. Когда сначала избирают выборщики, когда допускается голосование по почте. Это приводит к всевозможным злоупотреблениям. Иногда в голосовании «принимают участие» люди, которых уже нет в живых. Происходит фальсификация, влияние определенных кругов и субъектов избирательного процесса на его результаты.

Не берем плохой пример

Вызывает большие сомнения и пропагандируемая некоторыми «экспертами» электронная система голосования. Наше национальное законодательство пока не дает возможности применить в Республике Беларусь эту форму. Потому что, во-первых, для того, чтобы осуществлять полное, защищенное от внешнего влияния электронное голосование, нужен специальный национальный продукт. Стоит он недешево и должен иметь многоступенчатую степень защиты от постороннего вмешательства.

Во-вторых, как показывает практика наблюдения за выборами в государствах, применяющих такую форму, она «обезличивает» избирателей. Воспользоваться гаджетами, персональными данными человека может кто угодно. Кроме того, нарушается принцип конфиденциальности. Когда, например, руководитель может заставить подчиненного в его присутствии отдать электронный голос за того или другого кандидата. 

– Важно сказать, что Беларусь проводит открытую политику в отношении международных наблюдателей. Они имеют возможность участвовать в наблюдении за выборами в Республике Беларусь, в то же время должны руководствоваться нашим национальным белорусским законодательством. Например, наблюдатели МПА СНГ руководствуются принципами невмешательства и тесного взаимодействия с органами власти при проведении электоральной кампании. В то время как, например, наблюдатели из ОБСЕ, других международных западных организаций придерживаются совершенно других взглядов. Например, могут заранее, до оглашения результатов, объявить, что не признают выборы, совершенно не вникая в то, как они проводятся, – говорит Валентин Семеняко. – Второй очень важный момент – некоторые западные государства, как они себя называют «состоявшейся демократией», вообще не допускают на свои выборы никаких сторонних наблюдателей. Чего нет в нашей практике организации избирательных процессов. 

Что касается образования участков для голосования за рубежом, то, именно они наиболее подвержены фальсификации. Например, как отмечает Валентин Семеняко, некоторые эксперты утверждают, что и в 2020, и в 2024 годах на президентских выборах в Молдове главное слово было сказано именно на зарубежных участках. 

– В то же время для граждан Молдовы, проживающих в России, большинство из которых выступает против действующего президента Санду, не направили должное количество бюллетеней. Тем самым ограничили их право на участие в выборах. Таким образом, создается инструмент для манипуляции общественным мнением граждан, которые не проживают на территории страны, но могут участвовать в голосовании, – сказал Валентин Семеняко. 

Белорусское законодательство не запрещает голосовать гражданам, находящимся за пределами страны. Но для того чтобы отдать голос, они должны приехать в Беларусь. Справедливо? Более чем.

– У нас совершенно свободно может осуществляться агитационная кампания, у нас прозрачная процедура регистрации кандидатов. Выдвижение кандидата в Президенты в нашей стране осуществляется путем сбора не менее 100 тысяч подписей. Это очень демократичная форма, которая позволяет одновременно проинформировать избирателей о том или ином претенденте на роль кандидата, – говорит парламентарий. – К тому же наше законодательство не запрещает оставить подпись за кого-то одного либо за всех зарегистрированных возможных кандидатов.    

Равные условия

Важно сказать и о том, что у нас равный допуск к агитации, к СМИ у всех кандидатов, которые имеют возможность опубликовать свои предвыборные программы за средства бюджета. Что мы видим за рубежом? В США, например, это соревнования неких фондов и влияние этих фондов на избирательные процессы. В частности, на сегодняшний день выяснилось, фонд Трампа более платежеспособен, чем фонд его конкурентки Харрис, у которой оказалось минус 20 миллионов долларов. Эти финансовые процессы, которые влияют на результаты выборов, у нас очень четко и прозрачно исследуются, фонды декларируются. Кандидат должен отчитаться за каждую копейку, по какому назначению она использована. Есть ограничение на внесение средств в эти фонды. 

 На мой взгляд, очень важно, что в нашей стране при выборах действует мажоритарная система. Она подразумевает персональное участие в избирательном процессе кандидатов, а не политических партий. В то же время партии у нас обладают правом выдвижения, поддержки своих кандидатов. И это тоже одно из свидетельств того, что обеспечиваются равные возможности для всех, – подчеркнул Валентин Семеняко. – Главный принцип и цель любой избирательной кампании – чтобы механизм ее проведения был понятен гражданам страны, в которой она проходит. И чтобы результаты вызывали у людей доверие. Это очень важный момент, который должно гарантировать законодательство. Сомнения в результатах выборов, особенно если они не прямые, а косвенные, как в ряде государств, возникают тогда, когда гражданин не понимает, как он участвует в электоральном процессе, насколько важен его голос. И самое главное, что снижается электоральная активность граждан, и они постепенно отстраняются от политических процессов, происходящих в стране. Тем самым нарушается основной принцип народовластия, который в полной мере реализуется в Беларуси. 

Анжелика КИСЛЯК

Фото:из открытых источников

https://grodnonews.by/