Сложный выбор: всего 56 сортов колбасы на прилавке, или Как быстро мы забыли о голодных 90-х
Продуктовый магазин в 90-е годы
Продуктовый магазин в 2024 году
Две буханки хлеба в одни руки
Две полнюткие витрины мясных изделий, а мы стоим, с уже привычным высокомерием раздумываем, что выбрать, или прогуляться в соседний магазин. Специально пересчитала: получилось 56 сортов колбасы. И это без учета сосисок, сарделек, рулетов, полендвичек, грудинок, зельцев, сала (между прочим, тоже не по одному рецепту приготовленных)…
По дороге к кассе обратила внимание на представленный витаминный товар. Отметила, что уже появилась сезонная хурма. Мандарины-апельсины уже не новогоднее лакомство – можно купить практически круглый год. Выбрала свой любимый грейпфрут. Виноград как-то не прельстил. Из пяти сортов яблок выбрала те, что вырастили в местном хозяйстве. Огурцов-помидоров достаточно наелась в сезон, тоже прошла мимо. Зацепилась взглядом за авокадо – надо будет на выходных фирменный салатик с ним сделать…
В следующем отделе, как всегда, была рыбка большая и маленькая, замороженная и живая, дешевенькая и не очень. Но купила мойву – вспомнила, как в моем детстве ее готовила мама.
И тут я увидела все, как будто со стороны. Возник вопрос: а давно ли мы видим ломящиеся прилавки? Как быстро мы привыкли к изобилию! А ведь еще не так давно не представляли, как выглядят многие фрукты, которые сегодня продаются свободно. Колбаса (хоть какая!) – деликатес. Курица – только по праздникам. В деревнях – очередь за хлебом и по две буханки в руки. Поэтому отправлялись в магазин по несколько человек из семьи. Что не съедалось, сушили на сухари – как бы не было хуже. Да, некоторые «кирпичиком» прикармливали скот – комбикормов достать было невозможно, да и цены запредельные.
Не лучше была ситуация с одеждой, обувью, текстилем, мебелью, бытовой техникой, посудой. В ожидании привоза товара в очередях стояли сутками, велась письменная регистрация очереди, куда нужно было ходить отмечаться.
Ассортимент одежды в 90-е годы
Ассортимент одежды в 2024 году
Это были тяжелые 90-е годы прошлого столетия. Всего тридцать с небольшим лет. Время моей юности. И пусть я еще не могла в полной мере понимать и оценивать, что происходит, но впечатления остались достаточно яркие.
В СССР «достать» означало «купить дефицитный товар», после развала Союза – «купить хоть что-нибудь».
К слову, продукты и некоторые товары в молодой Беларуси были дешевле, чем в других бывших союзных республиках. Поэтому они вывозились туда на продажу, что еще больше провоцировало дефицит.
Две пары носков на квартал по талонам
Ситуацию пытались исправить, введя талонную систему – по ним можно было купить определенные группы товаров (муку, крупу, макароны, масло, водку, вино, сигареты, мыло, стиральный порошок). Количество – строго лимитировано. А еще были «визитные карточки покупателя». Это такие книжечки, которые выдавали по месту регистрации, как правило, в ЖЭСе. На них были даже персональная фотография, номер и серия паспорта, а также адрес. Они были рассчитаны на мужской и женский ассортимент. На одного из родителей давали еще и вкладыш для детских товаров.
Нормы, по которым выдавали товары, для современного человека звучат дико. К примеру, женщинам предлагали носить три пары колготок целых полгода. На год выделялось по одной паре туфель, сапог, полуботинок (не факт, что получится купить подходящего размера). Мужчинам – две пары носков на квартал. А на такие товары, как телевизор, холодильник, мотоцикл или мотоблок повторные покупки вовсе не предполагались.
Тут уже были другие крайности. Если денег не хватало, чтобы отоварить талоны (они выдавались на определенный срок), то они «сгорали». Например, в июле по купону предыдущего месяца сахара уже было не купить. У кого были средства, скупали все, даже если им это было не нужно (тот же мотоблок, не имея ни дачи, ни домика в деревне).
В общем, насыщение прилавков товарами и обеспечение покупательской способности – это была одна из многих животрепещущих проблем, которые предстояло решить первому Президенту независимой Беларуси – Александру Лукашенко. Шли годы, ситуация постепенно менялась. Сегодня у нас есть возможность купить что угодно по ценам, соответствующим нашему кошельку (или уже правильнее говорить – счету в банке).
Кстати, я помню, как моя бабушка, которая всю жизнь проработала бухгалтером и имела дело с наличными деньгами, никак не могла понять, как из какого-то кусочка пластика можно получить деньги. Даже попробовала банковскую карточку на зуб. И это не шутка!
Не будет у власти Батьки – 90-e вернутся
Родилось и выросло поколение белорусов, которые даже не представляют, что может быть иначе. Рассказы родителей и бабушек-дедушек о девяностых не воспринимают серьезно. Зато задержка доставки пиццы или пять человек в очереди на кассу, чтобы купить чипсы, – для них уже трагедия. Может, потому иногда и не ценят то, что имеют.
Вот какое высказывание мне попалось на просторах интернета (стилистика сохранена): «90-е для советских людей стали трагедией. И те, кто это пережил, не захотят возвращения их назад. Я удивляюсь людям, которые недовольны Лукашенко... Зажрались, нет войны, дети целы. Есть работа. Ума не стало. Даже глядя на Украину, не внемлют. Господи помилуй, ибо не ведают, что творят».
Соглашусь на сто процентов! Да и разум нам дан как раз для того, чтобы держать его включенным: думать, анализировать, сравнивать. Сейчас есть такие «умники», которые упрекают тех, кто напоминает о ситуации в 90-х. Мол, зачем оглядываться на прошлое, надо думать о будущем. Но ведь как раз уроки минувшего и должны стимулировать нас не допускать прежних ошибок, делать выводы и поступать так, чтобы не откатиться назад.
Да и прислушиваться к мудрым советам тоже полезно. Особенно, когда говорят люди со стороны, которым есть с чем сравнивать: «Граждане Беларуси! Вот и слушайтесь советов ваших бабушек и дедушек! Не дайте разграбить ваш народ и вашу страну в очередной раз. Берегите все то, что у вас есть сейчас. Ведь строить долго, а развалить можно в один момент. Не будет у власти вашего Батьки, 90-е вернутся».
Я точно знаю, что преимущественное большинство белорусов это прекрасно понимают. Поэтому сделают все, что от них зависит, чтобы сохранить и приумножить то, что сейчас имеют.
Интересно!
Беларусь вошла в группу топ-22 стран с минимальным индексом голода в глобальном индексе голода GlobalHungerIndex-2024.
В ТЕМУ
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, наблюдается положительная тенденция в потреблении продуктов питания в домашних хозяйствах в расчете на члена домашнего хозяйства. Так, в 2023 году по сравнению с 1995 годом потребление хлеба и хлебопродуктов снизилось на 49 кг, картофеля – на 57 кг, увеличилось потребление мяса и мясных продуктов на 41 кг, яиц – на 40 штук, фруктов и ягод – на 47 кг, овощей и бахчевых – на 11 кг. Следует отметить, что в 2022 году наблюдалась высокая обеспеченность домашних хозяйств необходимыми предметами длительного пользования. По сравнению с 1995 годом удельный вес домашних хозяйств, имеющих холодильник, увеличился на 10,7%, стиральную машину – на 24,7%, электропылесос
– на 40,8%.
Население Гродненской области является активным пользователем сети Интернет и услуг сотовой связи, число которых увеличивается с каждым годом. В 2023 году доля населения, пользующегося интернетом, составила 93,8%, что на 32,9% больше, чем в 2013 году. Доля населения, пользующегося услугами сотовой связи, увеличилась по сравнению с 2013 годом на 5,9% и составила в 2023 году 99,6%.
Регина КАРПОВИЧ
Фото:из открытых источников